Как рассчитать шаблоны доставки

Сегодня Администрация анонсировала скорый запуск обновленной корзины.

И по-моему, это здоворо! Мне, как покупателю, удобно видеть стоимость всего заказа. И опять же, как покупателю, очень удобно видеть стоимость доставки всего заказа!

Многих мастеров пугают нововведения, но если в них разобраться и к ним подготовиться, то ничего страшного не случится! Даже наоборот — вашим покупателям будет проще и удобнее делать у вас заказы, а вы сможете их быстрее обрабатывать и уделять больше времени своим близким и творчеству!

В этой публикации я поделюсь советами, как подготовить рабочие (!) шаблоны доставки. Потому что у меня уже есть такой опыт, с ним я успешно работаю на иностранном похожем ресусе (не будем показывать пальцем), где подобная система действует давно. И я сразу применила этот подход, как только были запущены шаблоны доставки на Ярмарке Мастеров.

Сразу отмечу, что я не изобретаю новый велосипед, а просто делюсь очевидной логикой работы. И я не выдам волшебной схемы для всех и каждого. Но опишу алгоритм, который можно приспособить под себя и свои работы.

Шаг 1. Определяем группы своих работ. Выложите все свои готовые работы на стол или полку. Желательно именно в той упаковке, в которой вы их отправляете (или планируете отправлять) покупателям. Сгруппируйте их по объему и весу в несколько «кучек» — от самых маленьких и легких, до крупных и тяжелых. У вас должно получиться 2-5 групп. Не делайте больше, чтобы не запутать себя в них и не делать ошибок в расчетах. Стремясь к максимальной детализации, вы привнесете максимум хаоса.

Например, среди своих работ я выделила всего 4 группы: «Маленькие украшения» (до 20 грамм), «Украшения», «Рамки и блокноты», «Альбомы».

Эти группы и есть основа наших шаблонов доставки.

Шаг 2. Определяем группы почтовой упаковки. Посмотрите на каждую группу товаров и определите именно тот вид почтовой упаковки, который подойдет для каждого товара в этой группе. Работы первой «самой легкой» группы можете отправлять обернутые пупырчатой пленкой в пластиковых пакетах? Но есть одна работа, хрупкая, но ее нужно отправлять в жесткой коробке? Переложите ее в следующую группу.

Посмотрите на следующую группу. Там все работы примерно одного объема и их можно отправлять в коробках одного размера? Переходите к следующей.

Таким образом просмотрите все группы и все работы, определите для каждой группы один свой вид упаковки.

Например, работы первой группы я отправляю в конвертах с пупырчатой пленкой. Второй - в самых маленьких картонных коробочках. Третьей - в средних коробках. А четверая группа - вообще в индивидуальной упаковке.

Шаг 3. Проверяем вес. Вооружитесь весами (например, у меня небольшие кухонные) и взвесьте каждую работу каждой группы в почтовой упаковке. Приклеивайте ярлычки с весом к каждой работе, чтобы не забыть. У вас должны получиться примерно близкие веса в каждой группе. Если одна из работ в группе значительно тяжелее остальных, перекладывайте ее в следующую. Например, у меня в первой группе работы до 50 грамм, во второй 50-200 грамм, в третьей 200-600 грамм, в четвертой — более 600 грамм.

После чего по каждой группе рассчитайте средний вес работы (вместе с упаковкой).

Конечно, у каждого будут свои диапазоны и средние веса, они зависят от вида и характера работ. Универсального распределения здесь нет!

Шаг 4. Узнаем стоимость доставки для каждой группы. Для этого определитесь с видом отправлений — посылка или бандероль 1 класса, или сочетание этих видов (1 класс — для «легких» групп, посылки — для «тяжелых»). Или вы вообще не пользуетесь услугами почты, а только курьерской службой.

Для себя я подготовила табличку такого типа (у вас количество групп и средний вес будут отличаться). По России стоимость доставки разнится в зависимости от дальности пересылки, поэтому я предусмотрела минимальную и максимальную графы:

Далее по кажой группе на сайте Почты России (или по данным вашей курьерской службы) рассчитывайте стоимость того вида отправлений, что вы определелили для данной группы. Тарификатор Почты России рассчитывает стоимость при отправке из Москвы (только один вариант). Поэтому с минимальной стоимостью отправления будут в Московскую область, с максимальной — в Хабаровск или на Камчатку, например. Чтобы заполнить такую табличку я рассчитывала мнимальный показатель по индексу 143902 — Балашиха, максимальный — 683002, Петропавлоск-Камчатский (эти индексы первыми оказались под рукой) Мой пример по обыкновенной посылке для России и мелкому пакету для заграницы:

Стоимость отправки мелких пакетов за границу одинакова для любой страны, поэтому у меня по одному значению в каждой группе. Подробнее о международной доставке и ее стоимости я писала тут >>

Но нам нужно привести к одной цифре и стоимость доставки по России. Опять же решать вам, какую стратегию тут применить.

1. Можно высчитать среднее значение для каждой группы.

2. Можно воспользоваться максимальным значением по каждой группе.

Единственный вариант, который я не рекомендую — использовать минимальное значение. При таком подходе очень часто фактическая стоимость пересылки будет у вас больше расчетной. Вы будете или переплачивать из своего кармана или просить покупателя доплачивать, что не очень хорошо в части взаимоотношений с заказчиком.

Лично я в шаблонах доставки использую максимальное значение. Мне не приходится просить покупателей доплачивать. А если стоимость пересылки фактически выходит больше расчетной, я возвращаю эту разницу покупателю. Мне удобно, покупателю приятно, что он смог немного сэкономить.

Шаг 5. Дополнительные расходы. На втором шаге вы определили виды упаковки для каждой группы. Поэтому вам не составит труда подсчитать стоимость этой упаковки и итоги по каждой группе. Причем в стоимость упаковки можно заложить не только цену пакета или коробки, но и дополнительного упаковочного материала, пупырчатой пленки и других дополнительных расходов по отправке.

Ура! Основные данные для каждого шаблона у нас готовы!

Шаг 6. Расчет стоимости доставки «Вместе с другими». Это не самый страшный пункт, но самый «творческий». Он не будет сложен для опытных мастеров с большим количеством продаж, они навскидку могут сказать, сколько работ у них покупает «средснестатистический» заказчик и сколько будет стоить доставка каждой дополнительной работы.

А у начинающих мастеров этот момент может вызывать недоумение. Но ничего невыполнимого здесь нет!

Возьмите по две работы из каждй группы, сложите их в подходящую упаковку, рассчитайте средний вес двух работ с упаковкой и посмотрите стоимость доставки для этих работ, как описано в шаге 4.

После чего от полученной стоимости доставки двух работ отнимите значение стоимости доставки одной работы (с учетом всех дополнительных расходом). Вы получите стоимость пересылки второй работы:

Если по некоторым группам у вас получился ноль, то лучше в самом шаблоне указать для «работы вместе с другими» какое-то минимальное значение — 5-10-50 рублей. Как я уже писала выше, лучше вернуть покупателю переплаченную сумму, чем просить его доплатить (или брать дополнительные расходы на себя).

Вуаля! У вас теперь есть все данные для создания шаблонов доставки! Приступайте!

Конечно, эти расчеты не будут четко сходится с фактической стоимостью пересылки каждой бандероли или посылки, потому что предусмотреть все возможные ситуации невозможно (да еще и со всеми видами работ, представленными на Ярмарке Мастеров). Но они помогут очертить и для вас, и для ваших потенциальных покупателей уровень затрат на доставку.

Конечно, с течением времени вы накопите фактические данные по стоимости пересылки ваших заказов, вы пересмотрите эти шаблоны, уточните стоимость доставки по каждой из групп и стоимость «доставки вместе с другими». Главное — начать делать эти расчеты!

Всё вышесказанное в большей мере касается готовых работ. Однако, при определенной сноровке и опыте пересылки вы сможете и для заказных работ рассчитать стоимость доставки (тем более, что опытные мастера отлично знают и какие работы у них чаще всего заказывают, и что получается в итоге по весу, объему, хрупкости и требованиям к пересылке).

Я буду рада, если вы также поделитесь советами, как просто и четко просчитать данные для шаблонов доставки! И облечить и себе, и своим покупателям работу с новой корзиной в самом ближайшем будущем!