Гентский алтарь: 600 лет борьбы за шедевр. Часть I

Сегодня я хочу рассказать о Гентском алтаре, который часто называют по его центральной картине - “Поклонение агнцу”. Известные художники называли это произведение окном или зеркалом, в котором отражается реальность, но никак не картиной. Простые обыватели не могли поверить, что человек способен изобразить реальность настолько правдоподобно. Давайте и мы восхитимся одним из самых загадочных произведений средневековой фламандской живописи.

Полиптих пережил за свою почти 600-летнюю историю невероятное количество приключений, несколько войн, иконоборчество, кражи, неумелые реставрации. Самые богатые коллекционеры охотились за ним и пытались заполучить любой ценой. Сейчас борьба продолжается, только теперь это борьба с силой, беспощадной даже к удивительным шедеврам – со временем.

Давайте перенесемся в Бельгию далекого 15 века и проследим историю произведения с самого начала. Все зародилось в заложенном в 10 веке приходском храме Иоанна Предтечи в городе Гент. Семейство Вейд получило в пользование первую апсидную часовню на южной стороне галереи церкви. Своя личная часовня? Сегодня об этом едва ли кто-то задумывается, а в то время такое пожертвование никого не удивило. Супруги Йос Вейд и Элизабет Борлуут были очень известны и обеспечены. Йос был наместником города Гент и одним из церковных старост храма Иоанна Предтечи, а Элизабет происходила из одной из самых известных аристократических семей. Детей у пары не было, и это считается основной причиной траты огромного по меркам того времени состояния на часовню, в которой по замыслу супругов каждый день должны были служиться мессы о спасении их душ. Пожертвования на содержание личной часовни были большими, потому что каждый желающий был обязан полностью ее оборудовать. Необходимые атрибуты включали всевозможные скульптурные группы, одежду для священника, оплату ежедневной службы. Обязательным пунктом “контракта” было и предоставление икон. Ну вот, вы наверняка уже поняли, к чему идет дело. Мы на пороге зарождения будущего шедевра: Йос Вейд заказывает алтарь лучшему фламандскому художнику того времени, Хуберту ван Эйку.

О Хуберте ван Эйке известно немного. Точных данных нет ни о месте и времени его рождения, ни о том, где он обучался искусству живописи. На сегодняшний момент не существует ни одной подтвержденной картины кисти этого художника. Не считая безрезультатных попыток приписать ему несколько современных его творчеству работ, авторов которых до сих пор не смогли определить. Исторические исследования на эту тему осложняются еще и фактом, что имя художника было нехарактерным для Гента начала 15 века, и писалось в различных источниках по-разному. Доподлинно известно лишь то, что Хуберт был очень известен при жизни, а после смерти кость руки, которой он рисовал свои шедевры, еще 100 лет выставлялась в качестве реликвии для всеобщего обозрения.

В сентябре 1426 года, когда работа над алтарем идет полным ходом, Хуберт ван Эйк умирает. Казалось бы, замысел Йоса Вейда обречен – лучший художник того времени не успевает закончить работу. Другие же не соответствовали представлениям заказчика об авторе неповторимого шедевра. Но Вейду (и нам) очень повезло. Младший брат Хуберта, Ян ван Эйк, считавшийся до сих пор лишь вторым по мастерству, теперь занял первое место и был нанят для продолжения работы над полиптихом.

По официальным данным алтарь был закончен 6 мая 1432 года и выставлен в часовне семьи Вейд в храме Иоанна Предтечи. Из неофициальных же источников мы узнаем, что к этому времени были закончены только центральная секция “Поклонение агнцу” и пределла, изображающая ад. Сам же алтарь был полностью завершен только в 1435 году. Какой версии верить больше, сейчас уже исключительно выбор каждого из нас, потому что определить время достоверно не представляется возможным. Забегая вперед, сразу скажу, что нижнюю часть алтаря – пределлу - мы уже не увидим, почему – обязательно напишу позже.

А сейчас давайте посмотрим, что же открылось посетителям, когда произведение было размещено в часовне. У алтаря есть две стороны – одну мы видим, когда створки закрыты, вторая же разворачивается при их открытии. Такая задумка не случайна: закрытый алтарь представал перед зрителями в будние дни и во время поста, когда требовалось трудиться и запрещались излишества. Его изображения очень аскетичны, все фигуры в простых одеждах, без украшений и предметов роскоши. Открывались створки только по выходным и праздникам, представляя всем прихожанам совершенно иную картину: богатство вышивки, дорогие ткани одежд, камни и украшения прорисованы настолько детально, что казались настоящими. Такой контраст должен был производить очень сильное впечатление на прихожан, удивлять и завораживать их умы и поражать правдоподобностью изображения каждой детали. Иллюстрации не позволяют разглядеть множество мелких деталнй, поэтому я сначала опишу все сцены открытого и закрытого алтаря, а в конце добавлю фото отдельных фрагментов для того, чтобы можно было в полной мере оценить мастерство братьев ван Эйк.

Верхний ярус закрытого алтаря посвящен Благовещению. Мы видим Пророка Захарию, Предсказательницу Сивиллу и Куманскую Сивиллу, Пророка Михея, предсказывающих скорое пришествие Христа, и Архангела Гавриила, сообщающего Марии радостную весть. В нижнем регистре мы видим Йоса Вейда и Элизабет Борлуут, молящихся у статуй Иоанна Предтечи и Иоанна Евангелиста. В Европе в средние века не считалось неприемлемым изображать на алтарях заказчиков, которые жертвовали средства на их создание. В то же время, автор изобразил некоторые нетипичные для иконописи детали. Пугающе правдоподобные мраморные статуи в нижней половине и объемная комната с полом и потолком, создающая эффект присутствия, в верхней – до братьев Ван Эйк никто не рисовал таких алтарей.

При окрытии створок алтаря в первую очередь в глаза бросается центральная картина - “Поклонение агнцу”. В ее центре изображена аллегория самопожертвования Христа – агнец, из шеи которого течет кровь в специальную чашу. Вокруг центральной панели располагаются сцены шествия отшельников и пилигримов (право,низ) и Праведные Судьи и Воинство Христово (лево низ). Над головой агнца – голубь, символ Святого Духа, который связывает воедино верхний и нижний регистры алтаря. В верхнем ярусе мы видим изображение Господа на троне в окружении его матери Марии и Иоанна Предтечи.По обеим сторонам ангелы, играющие на музыкальных инструментах, призывают всех радоваться и поклониться агнцу. Единственными изображениями, нарисованными с перспективы зрителя, являются Адам и Ева. Они будто выходят из своих ниш в стене. При работе над этими изображениями братья ван Эйк учли все до мельчайших деталей: свет на картине падает в том же направлении и под таким же углом, под каким падал на алтарь настоящий дневной свет в часовне семейства Вейд.

А теперь картинки и, конечно же, продолжение истории следует!:)