Степени уваляности войлока в процессе валяния.

Доброго времени суток дорогие валяльщики и любители войлока!
Хочу представить вашему вниманию МК или статью о качестве войлока и степени его увалки в картинках. Обо всех изменениях и отличительных особенностях во время валяния от уже законченной раскладки до полной увалки.

Сама я не сразу узнала, какой должен быть хорошо увалянный войлок, т.к. тогда, когда я только осваивала это ремесло
мастер-классов и мастеров было не много. А также не знала, чем так важен хорошо увалянный войлок.
Войлока было тоже очень мало и он был очень разный....
Сейчас же МК разнообразны: фото и видео как хорошие, ОЧЕНЬ хорошие, так и не очень.Так вот и войлока стало очень много и также очень разного. Не все мастера внимательно относятся к тому что делают, не обращают внимания на некоторые нюансы, даже приобретая опыт в войлоке! Я прекрасно понимаю это состояние эйфории, когда сам от и до делаешь вещь и она получается. В первый момент даже не думаешь и не видишь недостатков, но всё же надо периодически спускаться с небес на землю и обращать внимание на качество того, что делаешь. Качество мастера работает на мастера, а также на его ремесло. Так вот, изучая мастер-классы и сравнивая их, если быть более внимательным, именно внимательным и пытливым, можно делать качественные вещи даже не посещая платных мастер классов и живя в отдалённом, маленьком населённом пункте.

Примеры буду показывать на вещах которые я сама и делала, и носила, и выставляла в каталоге! )))

Для начала расскажу и покажу, как выглядят недовалянные вещи и их недостатки:

Недовал : это рыхлое, мягкое, воздушное, бугристое полотно, в котором отчётливо видны волокна и их направления.

На этих фото хорошо виден так называемый целлюлит))) рыхлость и бугристость.

Очень хорошо видно как выглядит плохо привалянное волокно вискозы или шёлка. Оно прихватилось только поверхностно, будто лежит сверху как приклеенное, шерсть и декор это не единое цельное полотно. И его довольно просто оторвать.

На этом фото очень хорошо видно волокна шерсти их направление и рыхлость полотна.

Вот как выглядит одежда недоваляная( Каюсь, этот жакетик у меня в магазине. Ну нравится он мне сам по себе, жалко удалять из каталога, но по-честному он катастрофически недовалян). Кстати говоря, я его потом забрала у подруги, подваляла до более приличного состояния, и его стала ностить её дочка)))))

А вот ещё немного самодоноса)))) Как говорится- почувствуйте разницу))))

Вот я, вся такая радостная, сваляла первый жакет и вообще цельноваляную вещь с рукавами))) И вот спустя года 1,5-2(!) я его доваляла с 46 размера до размера 3х летней дочки) подрезала этот "авторскЫй" воротник, и вообще привела в нормальный вид)))) Практически у всех в процессе развития бывают казусы и не надо этого стыдиться, не боги горшки обжигают, главное исправлять ошибки и шагать вперёд!

Далее я покажу этапы валяния и изменения внешнего вида шерстяного полотна, пряжи и волокон. Именно на пряжу и волокно я советую обращать внимание, т.к. видно как изменяется их рисунок (волнистый) от прямого до сильно извилистого, а так же на то, как меняется цвет декора, в зависимости от степени увалянности полотна. И то как декор с полотном сливается в единое целое проникая друг в друга.

Так же я сделаю акцент на ошибках, которые допускала сама и думала, что это особенность войлока и превращала это в "авторскую фишку"... пока не поняла как делать правильно.

И так пристутпим:

1- раскладка готовая к притирке, смоченая мыльным раствором. Волокна вискозы и пряжа прямые:

2- Притёртое , схватившееся изделие, можно скручивать в рулон и аккуратно валять.Если есть лишняя вода её надо убрать Волокна и пряжа пока без изменений, лишь слегка сцепились с шерстью.

3- После аккуратного валяния в разных направлениях , скручивая в рулон, произошла небольшая усадка. Вискоза с пряжей дали первую волну. Можно снимать с шаблона. (С шаблона можно снять и после хорошей притирки шлиф-машинкой, но есть риск деформировать не очень стабильное полотно).

4- Поваляли ещё изделие в разных направления, скручивая в рулон, каждый раз расправляя и притирая "швы" и смещая их немного чтобы их избежать. Усадка уже довольно хорошая, На приближенном фото чуть ниже видно появившуюся бугристость, и ещё большую волну у вискозы и пряжи, но они пока "лежат" на поверхности полотна и шерсть пока только прицепилась к ним или они к шерсти)))

Кстати сказать, такие "готовые" изделия встречаются в продаже(О УЖАС!!!)

5- ВАЖНЫЙ МОМЕНТ!!!!!

Мы уже видим большую усадку (не смотрите на усадку,смотрите на войлок, усадку можно сделать большую раньше времени, разными способами, а вот увалять войлок только усердием!!!))))

Так вот, усадка идет не везде равномерно, и мы видим как края полочек длиннее и воланятся.................

Для того чтобы выровнять наше изделие уваливаем те места что нас смущают, трём только их:

складывем полочки вместе и скручачиваем (как говорил сынуля будучи маленьким) в рулон и катаем усердно именно ту часть где полочки длинные.

Раскручиваем и смотрим результат. На мой взгляд очень даже прилично, по сравнению с тем что было, эх... конец "авторской фишке")))) :

То же самое проделываем с боками , складываем бока друг с другом, скручиваем и катаем, выравнивая изделие:

Раскрываем и смотрим что получилось, если всё выровнялось, то продолжаем валять в более интенсивном режиме, уваливая и уваливая волокна. Скручиваем рулон, разворачиваем, поправляем, переворачиваем наше изделие то на спину, то на перед и т .п. чтобы всё изделие уваливалось равномерно и пропорционально.

6- Смотрим наше полотно и волокна дальше:

Вот уже видна приличная увалка. И обратите внимание на декор, он стал будто припорошённый шерстью, волна стала частым зигзагом, все эти признаки говорят о правильной технологии валяния. Идёт постепенная увалка, методичное сцепление шерстинок между собой и усадка, а так же сцепление декора с шерстью (без термошоков и киданий).

Этот, я бы сказала, предпоследний этап валяния, зачастую вводит в заблуждение и выматывает очень сильно. Тут я лично частенько отдыхаю сама и даю отдохнуть шерсти. Т.к. бывает сил тратишь много и вещь практически уваляна в размер, осталось совсем чуточку, а войлок упёрся как "баран" )))) и стоит без изменения . Да ещё и на ощупь практически как надо, НО не тут то было. Надо валять дальше. Не забыли примерить и посмотреть как изделие сидит.

Смотрим усадку на шаблоне:

7- Итак , посмотрели на то, как увалялся жилет, отдохнули и валяем дальше, теперь уже до полной готовности, примеряем, поправляем, сажаем на фигуру, манекен или на ногу, голову, руку смотря, что мы делаем. Похлопываем, трём подсаживаем или подтягиваем там, где это необходимо.

И вот смотрим какая теперь разница между шаблоном и готовым (пока не выполосканном и не высушенным) изделием:

Вот такая приличная разница получается. Теперь пора выполаскивать мыло и отжимать, этот процесс тоже даёт усадку.

Затем придаём окончательную форму нашему изделию и если есть необходимость отпариваем или просто оставляем сушить.

Вот так выглядит хорошо и правильно свалянное полотно:

Уже не однократно именитые Мастера описывали каким должен быть качественный войлок. Повторюсь и я, как говорится: "Повторение -мать учения"

Хорошо увалянный войлок - это плотное, упругое полотно какой бы толщины оно не было. Это однородное, гладкое, или слегка бугристое(как пшено) полотно, без выделяющихся волокон и прядей!

Итак подвожу итог всего выше описанного:

В чём преимущество хорошо свалянного войлока, прежде всего ИЗНОСОСТОЙКОСТЬ! Именно хорошо свалянные вещи служат долго, они дольше не истираются и меньше скатываются в катышки. Лично я могу сравнить это на своём опыте, как быстро протирается рыхлый войлок и расползается в местах трения и местах нагрузки. И могу сказать что на хорошо свалянном войлоке приходится снимать немного катышков один раз после первой носки и потом 1-2 катышка в конце сезона)))

Так же хочу подробнее описать отличительные особенности войлока разной толщины. Тапочки, валенки, пальто и жилеты и даже шарфы- паутинки должны быть уваляны одинаково хорошо!

Но шарфикам всё же можно дать небольшую поблажку и не обязательно уваливать так фанатично т.к. на них такой нагрузки нет. Но всё же уваливать надо т.к. они тоже трутся и подвергаются механическому воздействию. Например многие мастера считают что шарфы паутинки очень лёгкие и воздушные и их не надо так уж сильно уваливать, но я вот категорически не согласна с этим. У таких изделий % усадки очень большой и раскладка должна быть очень тонкая, чтоб и увалять и в тоже время сделать паутинку. И признаки увалянности у тонкого войлока почти те же. Не должно быть видно направления волокон шерсти , а волокна декора должны иметь нужную извилистость и соединение с шерстью, а не прихваченными и лежащими на поверхности. В процессе эксплуатации это всё быстро отходит , отваливается и теряет вид.
Тоже в нуно войлоке, если имеется шёлковый декор , особенно объёмный, то чем дольше и лучше валяешь-катаешь (не жамкаешь), тем лучше приваливается ткань, и даёт характерную, богатую, бугристую фактуру.

Качественный войлок НЕ БОИТСЯ СТИРКИ и УСАДКИ. Не скрою, происходит небольшая усадочка, как при стирке обычных вещей.Стирая недовал, автоматически шерсть подваливается и естественно даёт усадку. И очень боьшую усадку, а так же при стирке недовала, может произойти деформация изделия. Я свои пальто стираю в машинке на режиме шерстьшёлк и достаю вещь своего размера.

Надеюсь, моя статья или своеобразный мастер-класс, будет вам полезными. Я старалась как можно более подробно и наглядно описать этот процесс. И, если будут у кого какие-либо дополнения, то я буду с интересом читать! Всем лёгкого войлоковаляния и удачи!

Автор: Финогенова Катерина.

Редакторы: Рогачева Евгения и Дарья Осипова.