Мастер-класс по созданию витража в технике «Тиффани». Изготовление панно «Лист клена» (часть №1)

В данном мастер - классе приведен пример изготовления небольшого витражного панно.

Необходимое оборудование и расходные материалы
- художественное стекло для витражей фирмы «Spectrum»;
- оловянный припой марки ПОС-61 (без канифоли);
- щипцы для разлома стекла;
- паяльник, мощностью 100 Вт;
- шлифовальная машинка для художественных работ со стеклом «Kristall 2000S» или её аналог;
- фольга медная MasterFoil 4,37 мм, для витражных работ, с акриловым клеящим слоем;
- выглаживатель фольги, пластиковый;
- флюс-паста (паяльный жир), паяльный флюс;
- патина медная Novacan для придания нужного цвета полученному после пайки витража шву;
- защитные очки;
- перчатки;
- ножницы;
- небольшие ножницы по металлу;
- маленькие гвозди и молоток;
- деревянные рейки, 1х2 см;
- жесткая кисточка;
- писчая бумага.
- клей-карандаш;
- П - образный латунный профиль 4х4х4 мм;
- латунный пруток, диаметр 3-4 мм;
- эскиз витража.
Эскиз витража

За основу эскиза данного витража взято реальное фото кленового листа. Так как работа выполняется учеником, линии рисунка были максимально упрощены.
Общие правила построения линий эскиза:
- чем больше в рисунке витража Т-образных пересечений, тем он прочнее;
- если швы витража планируются широкими, лучше не делать узкие длинные элементы с очень острыми углами. Во-первых, фольга все равно закроет значительную часть поверхности элемента, а во-вторых, не имея достаточно опыта, можно легко перегреть стекло.
- в случае необходимости, методы усиления витражного полотна также планируются на стадии разработки эскиза.

Эскиз витража распечатывается в натуральную величину в двух экземплярах.
Каждый элемент нумеруется, и один эскиз разрезается по линиям на шаблоны.
Если это первая ваша работа, лучше нарезать шаблоны обычными ножницами, так как не имея опыта в резке и обточке стекла можно легко ошибиться.
Вырезанный элемент будет чуть большего размера, чем требуется, и это даст вам возможность исправить возникающие при обточке ошибки.
Рабочая поверхность, на которой вы будете собирать витраж должна быть ровной.
Для фиксации границ витражного полотна с двух его сторон прибиваются деревянные рейки.
Витраж начинают делать с угла, постепенно продвигаясь вниз и вбок.

Выбор стекла
Современное витражное стекло американского, европейского и китайского производства отличается большим разнообразием фактуры, цветов и оттенков. В работе лучше использовать американское и европейское стекло. Некоторые фирмы, торгующие стеклом, продают также и его осколки.
При выборе стекла для витража, постарайтесь учесть, как будет освещаться ваш витраж и как сочетаются между собой фактура и цвет стекол.
Изготовление элемента.

Вырезанный шаблон элемента №28 наклеиваем на лист стекла.
Стороны стеклянного листа имеют различную фактуру. Резать стекло проще по более гладкой стороне. Это, как правило, «изнанка» вашего витража.
Режем стекло по контуру. Стеклорез следует держать в руке как шариковую ручку, под углом 45 к поверхности стекла.
Старайтесь держать стеклорез ровно. Режущий ролик должен быть перпендикулярен поверхности стекла. Если он будет отклоняться, скол стекла пойдет под углом.
Резать стекло нужно от края до края куска, не прерываясь. Заканчивая рез, снизьте давление. Линии резов должны быть плавные, без углов и s-образных отрезков. Если нужно вырезать элемент с дугообразной стороной – разбейте дугу на несколько относительно прямых отрезков. Чем круче дуга, тем этих отрезков должно быть больше.
Стекло режьте по направлению «от себя».
Пазы под стеклянные капли вытачиваются на шлифовальной машинке.

После того, как вы провели режущим роликом по стеклу, в нем образовались микротрещины. Несильное постукивание концом рукоятки латунного стеклореза по линии реза с обратной стороны, приводит к увеличению этих трещин и расколу стекла.
Если кусок стекла небольшой, эту операцию можно проделать в руках. Если же необходимо вырезать большой фрагмент – положите лист стекла на край стола.
Для того чтобы отломить небольшой или узкий фрагмент воспользуйтесь щипцами для разлома стекла.
Вырезанный таким образом кусок стекла обрабатывается на шлифовальной машинке.
Во время работы обязательно надевайте защитные очки!


Цель этой операции – придание элементу нужного размера и создания шершавой поверхности кромки стекла, необходимой для лучшей фиксации медной фольги. Место соприкосновения шлифовальной головки и стекла в процессе работы должна постоянно смачиваться водой. В противном случае, абразивная поверхность быстро приходит в негодность.
Шлифовальные головки бывают различного диаметра и зернистости: тонкая, стандартная и грубая. Стандартная и грубая головки позволяют быстро обработать кромку стекла, но при их использовании неизбежны небольшие сколы. Они незаметны, если использовать широкую фольгу, которая их прикроет. Если же планируется сделать тонкий шов в 2-2,5 мм, целесообразно использование тонкозернистой шлифовальной головки.
Шлифуя стекло, периодически прикладывайте его к вашему эскизу, проверяя соответствие размера. Необходимо учесть, что после обмотки размер элемента несколько увеличится.
Обмотка элемента медной фольгой

Каждый элемент витража «Тиффани» оборачивается медной фольгой. Она представляет собой медную полоску различной ширины, с одной стороны покрытую черным или бесцветным клеем. В зависимости от цвета используемой патины, выбирается или «черная» или «медная» фольга.
Для того чтобы фольга хорошо прилипала к стеклу, его необходимо насухо вытереть.
Старайтесь, чтобы загибаемые края фольги были одинаковой ширины.
Небольшие неровности можно исправить при помощи ножа или лезвия бритвы, но нельзя допускать больших перекосов. Это влияет не только на эстетику, но и на прочность витража.

далее см. часть №2