Блестящая карьера пайетки

Яркие, вызывающие, блестящие пайетки… Невозможно представить следящую за модой женщину, у которой нет, хотя бы шарфика, расшитого пайетками. А между прочим, пайетки – это вовсе не выдумка современных дизайнеров, их носили более тысячи лет назад! В интернете бродит легенда, что первыми пайетками ещё в эпоху неолита были рыбные чешуйки. Не знаю, правда это или нет, но то, что форма эта навеяна рыбными чешуйками очевидно.

Родиной пайеток считается Индия. Мастерицы пайетками, стеклярусом и стразами расшивали сари, чтобы они переливались всеми цветами радуги. Изготовлялись древние пайетки из металла и даже крылышек насекомых, но об этом чуть позже. Стоили пайетки дорого и украшать ими одежду могли себе позволить только состоятельные женщины.

Пайетками украшали свою одежду также восточные красавицы из султанских гаремов. Марокканские танцовщицы живота расшивали пайетками свои пояса и лифы, их и так необычайный танец становился еще ярче и загадочней!

Искусство вышивки до сих пор сохранилось в Индии и мы можем видеть изумительные сари и накидки, расшитые золотом, камнями и пайетками.

История умалчивает, каким образом пайетки попали в Европу, но думаю, что таким же, как бисер и бусины благодаря торговле. Больше всего ко двору пришлись пайетки французским мадемуазелям, они стали украшать свою одежду, сценические и маскарадные костюмы.

В европейской культуре они долго использовались лишь для украшения вечерних нарядов и аксессуаров к ним.

Слово «пайетка» французского происхождения и в старину означало «блестка, золотая песчинка» . Собственно, так она и выглядит — маленький цветной кружочек с металлическим блеском (очень похоже на конфетти) с дырочкой в середине, вверху или внизу, чтобы можно было прикрепить его к одежде.

Посмотрите на подлинные вещи из тех старинных времен, украшенные простейшими круглыми пайетками.

На этом веере 1780 года использованы декоративные вставки из фольги и металлические пайетки.

А вот женский жакет 1600-1625 г. Англия, из собрание музея Виктории и Альберта.

Ещё один жакет, где использованы пайетки, из того же музея. Женский жакет 1610-15 года.

Английский веер конца XVIII - начала XIX века из собрания Музея изящных искусств в Бостоне. Этот веер из пергамента украшен вышивкой металлическими пайетками.

А эти перчатки предположительно принадлежали Марии Элеоноре Бранденбургской (1599-1655), королеве Швеции.

Помимо вышивки цветными шелковыми и золотыми нитями они ещё украшены по краю металлическими пайетками.

Хочу вам рассказать об интересном примере использования в качестве пайеток природного материала. После колонизации Индии Британской империей англичане завезли оттуда моду пришивать на одежду и аксессуары надкрылья индийских жуков златок.

С 1830-х годов они стали очень популярны из-за своего сходства с изумрудами. В надкрыльях этих жуков просверливали 2 дырочки и пришивали на сумки и на муслиновые платья.

Эта тема была так популярна, что на всемирной выставке 1851 года даже была открыта отдельная экспозиция "Вышитые крыльями жуков муслиновые платья из Мадраса". Такая экзотическая вышивка быстро завоевала популярность у состоятельных дам викторианской эпохи. Хотя, специалисты из музея города Лондона считают, что в английских музеях можно встретить более ранние образцы такой вышивки, начиная с 1780-х годов и до 1930-х.

Вечерние платья и сумочка середины - второй половины 19 века, украшенные вышивкой с использованием надкрылий жуков златок. На одном из платьев, экспонате музея Института костюма в Киото, нашито 1942 надкрылья, а на шали - 1548.

В 1870 году в поисках заменителя слоновой кости Джон Хайт и его брат Исаак Хайт открыли целлулоид. Это был новый, легко доступный, гибкий материал, не вступающий в соединения со многими химическими веществами. После этого открытия стало возможным изготовление пайеток из пластика разнообразной окраски, а дорогие металлические ушли в прошлое.

Вышивка пайетками вошла в моду в эпоху модерна. В известных модных домах Парижа, Лондона и даже Санкт-Петербурга создавались великолепные вечерние платья, сплошь расшитые яркими блёстками.

Посмотрите на эти изделия французского дома Калло из музея Метрополитен.

Это французское платье на чехле из шёлковой тафты с лифом из белого кружевного и чёрного тюля, расшитого чёрными пайетками по легенде принадлежало самой Саре Бернар.

Украшали пайетками не только платья, но и чулки. Как например вот эти французские конца 19 - начала 20 века.
Victoria & Albert Museum.

Ещё несколько платьев эпохи модерн из Западной Европы.

На этих фото английские знатные дамы в придворных платьях, расшитых блёстками. Съемка проходила в фотоателье "Лафайет", по адресу: Лондон, улица Нью-Бонд, 179 (по материалам музея Виктории и Альберта).

Известно, что в русском древнем шитье использовалась золотые и медные блёстки (пайетки) с 1670 годов.

Но в моду они вошли как и в Европе в начале 20 века. Образцы прекрасных платьев той поры, украшенные великолепными вышивками вы можете посмотреть в моей предыдущей теме о платьях последней русской императрицы. Большинство представленных там платьев было сшито в мастерской Надежды Ламановой.

Именно из комментариев к этой теме и родилось моё желание узнать о происхождении пайеток и о том, из чего их делали.

Но не только аристократки и богатые дамы носили платья с пайетками. В начале прошлого века в костюмах, расшитых несметным количеством пайеток, выступали танцовщицы кабаре. Позже пайетки полюбились актрисам старого Голливуда. Джоанна Вудворд, Кэрол Ломбард и Оливия де Хэвилленд появлялись на публике в открытых платьях с пайетками, ведь они так эффектно сверкали при свете софитов! В фильме «Джентльмены предпочитают блондинок» Мэрилин Монро и Джейн Расселл, одетые в алые, декорированные пайетками платья, искрились, как рождественские ёлки. С тех пор пайетки носили буквально все знаменитости: от Барбры Стрейзанд до Флоренс Уэлш.

Актрисы Джейн Рассел и Оливия де Хэвилленд

Актриса Кэрол Ломбард

Актриса Марлен Дитрих

Актриса Дороти Ламур / Мэрилин Монро в Корее, 1954

Людмила Гурченко в "Карнавальной ночи"

Мэрилин Монро и Джейн Расселл. Шик и блеск Голливуда.

Однако мода менялась, и, конечно, пайеткам тоже пришлось пережить своеобразный кризис. Не покидая столов рукодельниц, на некоторое время они исчезли с платьев и аксессуаров, вернувшись с триумфом лишь в 80-х годах ХХ века.

Золотые песчинки взорвали танцпол своим блеском, когда началась эпоха диско. Появилась технология создания целых полотен, затканных пайетками.

Культовая группа АББА.

Французское платье 80-х из коллекции Александра Васильева.

Эти два платья из 1991 г и 1989 г, принадлежащих принцессе Диане, были проданы на аукционе весной 2013 года.

Фото из журнала мод.

Сегодня можно встретить пайетки любого вида: плоские, голографические, треугольные, прямоугольные, круглые. Они присутствуют на многих вещах, включая нижнее белье.

Современные пайетки изготавливаются из пластика и могут принимать причудливые формы. Сейчас это уже не просто круглые рыбьи чешуйки. Посмотрите, какое разнообразие форм и расцветок!

Современные пайетки предоставляют бесконечное поле для деятельности. В зависимости от размера, цвета и фактуры пластика пайетки позволяют добиться действительно невероятных результатов. Они способны создавать неожиданный объем, когда используются в декоративных элементах. Ими можно имитировать любую фактуру: от шкуры животного до цветка с выпуклыми лепестками. И вещь не будет слишком тяжелой, в отличие от одежды с бусинами или стразами. Пайетки могут изменять пластику ткани за счет добавления жесткости. Мягкая вискоза, например, станет похожа на самый тяжелый шелк, но избавит от всяких ассоциаций, связанных с куклами на чайник, и от сложностей в обработке плотных шелковых тканей.

К пайеткам традиционно склоняются дизайнеры, создающие высокую или вечернюю моду. Платья в пол, вручную расшитые пайетками (на это у мастеров уходит по несколько тысяч часов), всегда присутствуют в кутюрных коллекциях Armani, Chanel и Elie Saab. А коктейльные платья, декорированные пайетками, из года в год создают Oscar de la Renta, Marchesa и Nina Ricci. В начале двухтысячных крупные пайетки в своих коллекциях использовал Александр Маккуин. Тогда же Том Форд добавлял пайетки и в свои женские коллекции для Gucci. Необыкновенную страсть к пайетками питают Ашиш Гупта, Жан-Шарль де Кастельбажак и Маниш Арора: в их коллекциях можно увидеть, пожалуй, самое большое количество нарядов, расшитых пайетками в зачастую очень неожиданной манере.

В современной моде не только вечерние и коктейльные платья могут быть декорированы пайетками.

Если они неяркие, то могут освежить даже повседневный наряд. Пайетки могут украсить майки, кромки рукавов и воротников.

Широкую популярность в современном мире набрало движение hand-made. Мастерицы ручного труда создают при помощи разноцветных блёсток изумительные броши, серьги и другие украшения.

А другие мастерицы придумывают разнообразные предметы для декорирования интерьера.

Надеюсь, вам было интересно это путешествие в историю маленькой блёстки. Буду рада вашим отзывам, замечаниям и дополнениям.