Мягкий мир Тани Овчинниковой

Татьяна Овчинникова окончила Абрамцевское художественно-промышленное училище.

Член Творческого Союза художников России. Участвует в проектах Галереи Вахтановъ.
Живет и работает в Перми.

Ткань привлекает Татьяну невероятными пластическими возможностями, богатством цвета и фактуры. Это такой уютный, милый сердцу материал!
Сюжеты для своих композиций выбирает такие, какие интересны ей самой.

Это может быть библейская история или история любви между мужчиной и женщиной.

Поэтому ее куклы — далеко не детские. Образно выражаясь, Татьяна работает на одном вдохе, на выдохе получая законченную вещь. Поэтому ей нравится минимализм в решении темы, но иногда хочется распуститься павлиньим хвостом и начать сочетать материалы, цвета, декоративные детали. А если кукла вдруг не заладилась, даже на этапе мысленной проработки, забрасывает ее навсегда.
«Возможно, — говорит Татьяна, — текстильная композиция и не передает всего драматизма заложенной в нее идеи, но ведь я этого и хочу, — дальше додумывайте сами».

Пермская художница Татьяна Овчинникова покорила столичный кукольный небосклон буквально в одночасье. Ее дебют в Москве на Третьем международном кукольном шоу Галереи Вахтанов в 2000 году сразу стал сенсацией: работа Татьяны под названием "Танец" победила в номинации "Современная оригинальная кукла". С тех пор работы художницы постоянно экспонируются на крупных Московских выставках. А ее кукла "Дама" стала эмблемой фестиваля текстильных кукол "Ребро Ева".

Как Вы попали в мир кукол? Когда произошло Ваше знакомство с авторской куклой?
- В детстве мне никогда не нравились пластмассовые куклы из магазина: они казались неживыми, жесткими, как дрова. Поэтому первую свою куклу я сшила, как только доросла до умения вдеть нитку в иголку. Впрочем, еще до этого я рисовала бумажных кукол-выстригушек с ворохом нарядов. Мастерила и картонные марионетки, и замки из коробок. А уж как только научилась шить, наделала множество разных красавиц и чудовищ! Были у меня разные звери, жуки, драконы, даже кукла Гитлер! А еще из старых носок и чулок - такие тряпичные морды, которые надеваются на руку: они умеют открывать рот и гримасничать. В эти самодельные игрушки мы играли с младшим братишкой: он исполнял роли чудовищ, а я, естественно, красавиц. Мы придумывали целые истории про своих героев, порой они заканчивались вполне реальными потасовками. Ну, а всерьез я увлеклась куклой, или вернее, скульптурой в технике текстиля с 1977 года. До этого работала в камне, занималась графикой.

- Вас сразу покорил кукольный жанр искусства или вы поначалу долго присматривались: что же это за куклы такие?
- Мои родители - художники, работающие с камнем (скульптура малых форм, в основном анималистика), поэтому и я закончив Абрамцевское художественное училище, долгое время работала в камне, успешно и с удовольствием. Но для работы с камнем нужна производственная база. А я переехала в Пермь, где таких возможностей не было. Вот я и придумала заниматься куклами, которые на самом деле не столько куклы, сколько мягкие скульптуры, только, конечно, более яркие и даже болтливые! Но мое творчество не замкнуто на одних только куклах. Мне одинаково интересно рисовать, создавать предметы дизайна, красить мебель, забивать гвозди, сажать цветы. А вообще, шить кукол - милое занятие, чтобы скоротать долгие зимние вечера: тепло, музыка, ворох красивых тряпок...
- Значит вы сразу выбрали материал, с которым вам хотелось работать, ворох красивых тряпок? Что повлияло на ваш выбор?
- Пожалуй, действительно сразу. Я ведь тряпичница в третьем поколении: и бабушка , и мама всегда вязали и шили сказочно красивые платья. Ткань это широчайшие возможности для работы! Текстиль привлекает меня невероятными пластическими возможностями, богатством цвета и фактуры. Это такой уютный, милый сердцу материал!

- Как вы читаете ткани? И как поступаете если вдруг не хватает возможностей магазинного текстиля?
- Особых затруднений в поисках тканей я не испытываю: до сих пор еще есть кусочки разных ситцев, доставшиеся мне по наследству от бабушки, да и секонд-хэндовские развалы в этом смысле неисчерпаемы. Ну и потом, при необходимости всегда можно что-то подкрасить. Одно к другому подбирается само собой , как краски в живописи. А графика на ткани добавляет недостающие элементы. Я ведь начала рисовать много раньше, чем делать кукол!
- Как вы работаете над куклой? Что для вас ее создание: раз и навсегда определенный технологический процесс или иррациональный творческий акт, не поддающийся осмыслению и описанию?
- Что касается технологии, то обычно я сначала делаю маленький набросок, потом рисунок в натуральную величину, который разбивается на детали-выкройки. Затем подбираются ткани, все выкраивается, сшивается, набивается монтируется. Мне нравится минимализм в решении темы. Но иногда хочется распуститься павлиньим хвостом, и я начинаю сочетать необычные материалы, цвета, искать интересные декоративные детали.

- Вы живете в Перми. Я не сильно погрешу против истины, если скажу, что самые масштабные кукольные события в России пока все же происходят в столицах Москве и Санкт-Петербурге. Вы как-то ощущаете свою оторванность от кукольных столичных тусовок? Вам необходимо общение с художниками другого плана?
- Да . И прежде всего, эта оторванность в том, что я знаю не так много художников по куклам. Например, мне очень нравятся работы Иммы Народицкой - умные, тонкие. В них живет целый мир! Мне хотелось бы иметь возможность знакомиться с новыми работами других художников.
- А где можно увидеть ваши куклы?
- Мои работы можно найти в художественных салонах Дискос приМосковском фонде культуры, в Кукольной Галерее Вахтановъ, в художественном салоне Бюро находок и на периодически проходящих выставках. За границей я выставляла в основном работы в камне, куклы выставлялись на юге Франции.
- Известно, что фарфоровая кукла чаще всего бывает тиражной. А вот многократное воспроизведение текстильной куклы случай довольно редкий. Вы не противник тиражирования, или вы выступаете за кукольный one-of-kind?
- Если речь идет об авторской кукле, то есть о некоем произведении искусства, нужны ли повторы? Повторяться всегда скучно. Но иногда, чтобы заработать денег, приходиться копировать свои маленькие удачные работы. Так бывает и в моем случае.

- Вы пытаетесь представить себе человека, который купит вашу куклу? Кто он - коллекционер работ Татьяны Овчинниковой?
- Можно только предположить, что люди, приобретающие моих кукол, в целом народ не скучный. Но гораздо интереснее узнавать, кто конкретно выбрал твою куклу. Какой восторг, когда в их числе оказываются бесконечно уважаемые тобой люди! Я, например, считаю огромной удачей, что мои куклы попали в дом Славы и Лены Полуниных под Парижем. А еще есть одна интересная, просто удивительная дама, которая приобрела более десятка моих работ, то есть является по сути дела коллекционером. Мы с ней очень мало знакомы, сказывается разделяющее нас расстояние. Но так приятно знать, что есть люди, сознательно выбирающие мои куклы и желающие иметь их у себя в доме! Очень жаль, что зачастую художник не имеет информации о том, кто же приобрел его работы.
- Что вас вдохновляет?
- В работе мне помогает все, что не мешает. Бывает, например, что попавшая в руки тряпка начинает диктовать свои идеи настолько явно, что приходится во всем с ней советоваться. Очень люблю искусство древнего Египта, его пластику и тайну. Конечно помогают в работе и книги, и музыка, любое общение. Но больше всего - тот багаж впечатлений из детства, к которому возвращаешься каждый раз, когда хочется посмотреть на мир взглядом наивным и нестандартным. Все остальное - лишь прикладные наработки мастерства, умения. Мне интересно передавать возникающие впечатления или ощущения от чего либо. Иногда в голове сразу возникает линия, форма. Это как знак: ни убавить , ни прибавить. А иногда образ рождается нанизыванием детали за деталью, и я до самого конца не знаю, чем или кем обернется моя кукла. Игра!

- Ваши куклы необыкновенно динамичны: они словно не стоят на месте, а действительно танцуют, находятся в движении, парят в пространстве. Эффект динамичности персонажа довольно редко удается передать в текстильной кукле. Вы как-то специально работаете над тем, чтобы кукла не выглядела статичной?
- Я думаю , что художник-кукольник должен очень хорошо знать анатомию, строение человеческого тела. Тогда легко будет обращаться с любым материалом, меняя пропорции куклы подчеркивая грациозность или, наоборот, массивность персонажа. А само движение отрисовывается в эскизах. Но мне кажется, что самое главное это передать в кукле, к примеру, впечатление от танца. а не просто изобразить танец и танцующих людей.
- А темы? Откуда они?
- Темы? Наверное, мои темы - это человеческие чувства. Зацепиться ведь можно за что угодно, и часто неожиданно для самой себя. Можно стократно повторять один и тот же сюжет, но каждый раз трактовать его по-новому. Возможно, текстильная композиция и не передает всего драматизма заложенной в нее идеи, но ведь я к этому и не стремлюсь. Я только предлагаю вам мысль, эмоцию, чувство, а дальше пусть каждый додумывает историю сам. Я выбираю такие сюжеты для своих композиций, которые интересны мне самой. Это может быть библейский сюжет или история любви между мужчиной и женщиной. Так что куклы мои - совсем не детские.
.
Практические рекомендации от Татьяны Овчинниковой
- Припуски на швы я советую подрезать зубчатыми ножницами: благодаря этому приему швы становятся более пластичными
- Для изготовления кукол лучше использовать натуральные ткани или трикотаж.
- Если вашей кукле необходим каркас из проволоки, то его следует вставлять до набивки синтепоном.
- После набивки кукла становится тоньше и стройнее, поэтому при создании выкройки обязательно учитывайте, как изменится объем готовой работы.
(Источник: журнал Кукольный мастер №6, осень 2004 г.)

Вдохновения вам от работ!
Всегда ваша Лиляша.