Кашемировая роскошь или что такое настоящий кашемир? Часть 3

С удовольствием продолжаю рассказывать вам об истории и происхождении кашемира.

Сегодня я предлагаю вашему вниманию третью часть статьи "Кашемировая роскошь или что такое настоящий кашемир?"

Представьте себе ледяные температуры, которые царят на высоких плато Монголии и Китая. Представьте себе температуры, падающие ниже -40 градусов по Цельсию. Представьте морозный ветер, который гуляет среди ледников и горных склонов. Именно здесь, в районе красивейших Гималайских гор обитают кашмирские горные козы. Эта заповедная зона находится на высоте в 14000 футов. Ее назначение – сохранить негостеприимную природную среду, благодаря которой козы носят уникальную, невероятно мягкую шерсть. При этом каждая шерстинка в шесть раз тоньше, чем человеческий волос. Названная на Западе кашемиром, шерсть гималайских коз – источник наиболее редких и драгоценных волокон – мягкая на ощупь, легкая и теплая. Кашемировые вещи – гарантия вашего персонального лета посреди холодной стужи.

Природа Кашмира.

Каждую весну гималайские фермеры поднимаются в горы, чтобы вычесать тонкий подшерсток с шеи и грудной клетки кашемировых коз. Руно состоит из очень тонких, завивающихся книзу волос, составляющих плотный подшерсток, и более длинных, грубоватых прямых волос, выполняющих защитную функцию. Кашемировое волокно должно быть тщательно разделено, расчесано, отсортировано. При этом удаляются чересчур грубые волоски, песок и различные загрязнения, уменьшающие конечную стоимость продукта. Как правило, в отходы уходит до 30% исходного сырья. Покупатели платят за вес подшерстка или отсортированного волокна, а не за вес сырья целиком. Самый длинный и качественный подшерсток используют для производства вязаной одежды и получения короткого ворса-пушка на всевозможном текстиле. Поскольку диаметр кашемирового волокна находится строго в диапазоне 14-19 микрон, его невозможно соткать машинным способом, так что кашемировые шали делают вручную. В среднем, на одну шаль необходима шерсть трех животных.

Дикие кашемировые козочки в природной среде.

Прекрасная долина Кашмира всегда была известна своими мастерами ручного ткачества шалей. Этому умению Кашмир обязан ремесленным традициям Туркестана, примыкающим к его границам в XV столетии. Султан Кашмира Зайн-аль-Абудин (1418 - 1470) оказывал покровительство мастерам, приглашаемым из Туркестана. Производство кашемировых шалей только выиграло от протекции местных властей, многие из которых, подобно могольскому императору Акбару и его приемникам, носили эти шали в повседневной жизни.

Акбар Великий (1542 - 1605)

Крах империи Магхал оставил многих ткачей без работы. Однако плачевную ситуацию несколько уравновешивал резко возросший спрос европейцев на кашемировые шали, которые вошли в моду в конце XVIII столетия. Справедливости ради стоит отметить, что европейский рынок шалей к 1870 году стал весьма нестабильным. Причин тому несколько – начиная от быстрой смены потребительских вкусов и заканчивая конкуренцией шотландских шалей родом из Пейсли. Ситуацию усугубляла экономическая прострация Франции, только что разрушенной Пруссией и бросавшей все свои силы на самовосстановление. Многие ткачи Кашмира оставили долину, перебравшись в индийский Пенджаб. Другие наладили производство вышитых шалей для туристов – преимущественно отпускных британских офицеров-колонизаторов.

Процесс изготовления шали из кашемира изображен на картине английского художника Уильяма Симпсона "Производство кашемировой шали", 1867 г.

Начало XIX столетия ознаменовалось для иностранных предпринимателей усилением интереса к кашемировым шалям, особенно для французского рынка, который стремился адаптировать дизайн этой чисто восточной вещи к европейскому вкусу. Впервые "внешний мир" увидел результаты такой адаптации на членах египетского двора. Чуть позднее Египетский двор подарил чудесную кашемировую шаль Наполеону, который, в свою очередь, вознаградил ею свою возлюбленную императрицу Жозефину.

В конце XIX столетия кашемировая индустрия начала набирать обороты на границах Шотландии, в том числе и благодаря мягкой воде местных речушек, которая так важна при заключительной ручной обработке продукта. Специальная ткацкая техника была разработана для нижнего белья.

Семья Джонсон - основателей фабрики по производству кашемировой пряжи в г. Элгин (Шотландия), фото 1890 года.

Примерно в 1920-м году Коко Шанель и ее друг парижский Кутюрье Жан Пату обнаружили удивительную легкость и замечательные тактильные свойства джерси-полотна и решили превратить кашемир в один из самых долгожданных материалов, используемых при создании модной одежды.

Жан Пату.

Габриэль "Коко" Шанель.

На протяжении последующих десятилетий репутация кашемировой одежды с биркой "Сделано в Шотландии" только возрастала.

Современный вид здания фабрики Johnsons Cashmere в Элгине (Шотландия).

В 1950-х годах красивые цветные двойки (кардиган и джемпер из однотипного текстиля), считающиеся теперь классикой, вошли в моду благодаря кинематографической звезде Грейс Келли. До сегодняшнего дня роскошь и эксклюзивность шотландского кашемира высоко ценятся во всем мире.

Грейс Келли в костюме из кашемира.

Хотя кашемировые шали были традиционно популярными среди аристократии Южной Азии, начиная с XV века, они резко исчезли с местных рынков, когда в 1998 году модельеры Лондона, Парижа и Нью-Йорка включили этот восточный предмет гардероба в свои дизайнерские коллекции. Многие столетия единственным источником сотканных вручную шалей являлась долина Кашмира, однако сегодня куда более значимой в производстве шалей стала долина Непала Катманду, где наиболее интересные вещи ткутся мастерами вручную из пряденого шелка повышенной гибкости и прочности. В последние годы именно этот шелк и кашемировая смесовая ткань стали настоящей страстью западного мира. Гуру моды рекомендуют носить подобные шали поверх маленьких черных платьев, предназначенных для вечерних коктейлей. На самом деле, кашемировые шали можно использовать и для визита в оперу, и для вечерней прогулки по сумеречному парку, и для ленча в Ритце, и для обеда в патио, и для встречи восхода солнца на Средиземноморье, и для проводов заката в Швейцарских Альпах.

Термин "кашемир" применительно к описываемому материалу стал использоваться лишь с наполеоновских времен. До этого времени цели обозначения столь ценного восточного текстиля служило слово персидского происхождения –"пашмина" (pashmina), что в переводе означает "король мягкого золота".

Первую часть статьи "Кашемировая роскошь или что такое настоящий кашемир?" читайте, пожалуйста, здесь: http://www.livemaster.ru/topic/587793-kashemirovaya-roskosh-ili-chto-takoe-nastoyaschij-kashemir?vr=1&inside=1
А вторую часть с красивыми иллюстрациями можно найти здесь: http://www.livemaster.ru/topic/616733-kashemirovaya-roskosh-ili-chto-takoe-nastoyaschij-kashemir-chast-2?vr=1&inside=1

Спасибо за внимание!