Мастер-класс: мозаичная скульптура
  • Рубрика: Мастер-Классы
  • Виды творчества: Мозаика

Я предлагаю вашему вниманию мастер-класс по созданию мозаичной скульптуры.

В принципе, получается два в одном: два мастер-класса:

1. Создание небольшой скульптуры.

2. Декорирование скульптуры мозаикой.

Для создания небольшой скульптуры вам потребуется 1-2 баллона с монтажной пеной (в зависимости от предполагаемого размера), пленка, смазанная маслом (на неё выпускается пена), острый малярный нож для придания формы (я воспользовалась обычным канцелярским), шпатлевка (для выравнивая поверхности) и шпатель. Поскольку скульптура небольшая (высота моей - 60 см, ширина - 51 см), я обошлась без каркаса.

В принципе, скульптуру можно будет оставить без декора, можно раскрасить, но если вы, так же, как и я, захотите сделать мозаичную скульптуру,

Вам потребуется клей "Момент Жидкие гвозди" и мозаика.

Мозаики сейчас выбор очень большой, можно воспользоваться готовой, можно использовать всё, что угодно: кусочки цветной бумаги, яичную скорлупу, кусочки старых CD-дисков, но можно , как и я, поработать с керамической мозаикой. Это не лёгкий материал, и я расскажу, как с ним обращаться.

Для этого способа декорирования вам потребуется собственно керамическая мозаика (в моём примере около 1 кв.м), стеклорез, щипцы для раскалывания маленьких плиток. Для финишной отделки при использовании керамической мозаики хорошо воспользоваться затиркой (цвет лучше подбирать под цвет мозаики).

*******************************************************************************************************************************************

Чем интересна моя скульптура - это односторонний трёхгранник.

Да-да, это не прикол. Именно односторонний, хотя и трехгранник.

Я думаю, вы знакомы с эффектом Мёбиуса. Если до сих пор нет, то еще есть время. Но может быть, для начала вам лучше попробовать свои силы на более простой фигуре: например, сделать сердце, может классическое, а может - стилизованное, или пробитое. Короче, всё в ваших руках и ваш выбор полностью зависит от вашей фантазии.

*******************************************************************************************************************************************

Мне очень понравилась в магазине керамическая мозаика, чёрная сторона (матовая) смотрится как мазки краски.

Глянцевая сторона: смесь розовой, малиновой, золотой керамики, смотрится как шкура гигантского удава.

Вот фото готовой скульптуры

Вот глянцевая сторона

Это вид вполоборота

Одна из моих любимых в детстве книг была – «Математическая смекалка». Мне нравилось (и нравится до сих пор) решать всевозможные головоломки.

Само собой, я не могла пройти мимо Ленты Мёбиуса.

Её легко сделать самому, если при склейке кончиков один из них развернуть на 180 градусов. В итоге вы получите ленту с одной поверхностью! Не верите? Можете проверить: если вы из какой-то точки начнете вести линию, то не только вернётесь в исходную точку, но и обнаружите, что чистой поверхности не останется…

Но и это еще не все.

Если обычное кольцо из бумаги вы разрежете по осевой линии, то получится 2 кольца. А вы попробуйте разрезать Ленту Мёбиуса! Опять неожиданность: в результате вы получится Одно(!) кольцо, только в два раза длиннее.

Я задалась целью использовать эффект Мёбиуса в своей скульптуре, и у меня это получилось: односторонний трёхгранник. То есть, если начать вести линию по какой-то плоскости, то в итоге придем в исходную точку, пройдя все(!) плоскости, хотя не отрывали руку.

В основу небольших скульптур (как эта) можно использовать монтажную пену, чем я и воспользовалась. Этот вариант основы я подглядела на сайте «Ярмарка Мастеров». Поскольку моя скульптура небольшая, можно обойтись без каркаса. А вот для бОльших размеров каркас обязателен.

Вес ровно 8,5 кг (основной вес, конечно же дала мозаика).

Высота - 60 см

Ширина 51 см

Толщина - 18см

Поскольку пенная основа сначала обработана шпатлевкой, а потом поверх шпатлевки слой клея - на него я садила мозаику, я думаю, что пена надежно законсервирована и ничего существенного с ней не произойдёт. Ведь эта скульптура не будет подвергаться резким температурным колебаниям...

Начиналось все с одного баллона монтажной пены, который я выпустила на смазанную маслом пленку.

Прошло 24 часа, обозначенные на баллоне, я подняла фигуру и увидела, что с той стороны пена совсем сырая.

Положила фигуру сохнуть дальше, естественно - перевернув ее, и пошла за вторым баллоном, потому что поняла, что одного оказалось явно маловато.

первый баллон выпустила сразу. К сожалению.

Я в первый раз работала с пеной. Теперь я знаю, что торопиться не стоит. Пусть создание основы затянется (сейчас я бы каждый баллон выпускала в два приема, то есть, давая 24 часа на просушку каждой порции), зато основа получится лучшего качества. Да и объём получится больше.

Баллончик пены стоит около 200 рублей. На баллончике есть инструкция, нужно точно ей следовать.

В принципе, все очень просто, справится любой начинающий.

Главное - не торопиться, работать поэтапно. Выпуская пену, нужно дать предыдущему слою расшириться и хорошо схватиться. Тогда объём в итоге получится довольно значительный.

Если поторопиться, то струя пены, выпускаемая под давлением, просто забивает предыдущий слой, не давая ему подняться.

Когда просохла пена, выпущенная из обоих баллонов, а на это у меня ушло 3 суток, я, как говорил Микеланджело, стала отсекать всё лишнее.

Я читала, что существует 2 варианта афоризмов Микеланджело по поводу "Отсекания лишнего".

Первый вариант: когда Микеланджело спросили, КАК он делает скульптуры, он ответил, что берет глыбу мрамора и отсекает всё лишнее.

Второй вариант: Микеланджело сказал: "Я увидел в глыбе Ангела и работал, пока не освободил его..."

***

Можно работать малярным ножом. но я работала большим канцелярским ножом для резки бумаги. Знаете, такой - с выдвигающимся лезвием?

Главное, чтобы нож был острым.

Еще была проблема: как наметить грани, чтобы добиться эффекта Мёбиуса.

Здесь я воспользовалась помадой моей приятельницы.

От тюбика после намётки почти ничего не осталось.

Но помада - не лучший вариант. Я потом, когда резала, вся перемазалась. Но ничего лучше придумать, честно говоря, не могу. Нужно что-то вязкое, как помада, потому что поверхность заготовки очень неровная.

Для выравнивания поверхности я купила шпатлёвку и маленький шпатель из толстой упругой резины, потому что поверхность предполагалась с изгибами и металлический шпатель бы не подошел.

Вы сами видите, какие большие лакуны вскрылись после обрезки. Если бы я действовала только шпатлевкой, ее бы ушло немерено. Поэтому я занималась заделыванием дыр с помощью кусочков обрезанной пены. Так что не стоит сразу выбрасывать обрезки, часть из них пригодится.

Шпатлевки ушло, наверное, около 1,5 кг.

Общая площадь скульптуры около 1 кв.м.

Просто плитки куплено как раз столько, и она почти вся ушла.

А когда поверхность более-менее выровнялась, и хорошенько просохла, я принялась уже за финишное шпатлевание.

Идеально ровной поверхности в этом случае не требовалось, потому что мозаика довольно толстая + слой клея. так что мелкие неровности никакой роли не играют.

И вот что получилось в итоге:

И без мозаики скульптура смотрится интересно, правда?

Основа готова, можно приступать к оклейке ее мозаикой.

Вы наверняка много раз встречали эту мозаику, она используется для укладки в кухнях, ванных, бассейнов.

Вот так мозаика выглядела ДО того, как я ее подготовила к наклейке:

Просто я ее, прежде чем использовать, расколола надвое. Расколола - это, конечно, сказать просто... На самом деле, вначале я стеклорезом делала насечки... Представляете, сделать насечки на 1 кв.м плитки?

Я сейчас посчитала - получается не меньше 16 плиточек в ряду... Даже если 16 х 16 = 256 штучек...

У меня пальцы сводило. Рука от непривычных усилий немела. Поэтому я делала эту работу этапами: нанесу насечки, наколю плитку, наклею, а потом снова.

Это такие специальные щипчики для раскалывания маленькой плитки.

Эти щипцы я покупала в обычном магазине, где продаются товары для ремонта. Там же, где и шпатлевку и клей для мозаики.

Для этой мозаики, на эту поверхность хорошо подходит Клей-момент "Жидкие гвозди". Для другой мозаики и на другие поверхности нужно смотреть, какой клей лучше использовать.

Матовую плитку колоть сложнее, но мне она больше нравится, чем глянцевая. А когда плитка наколота, можно приступать к наклейке мозаики.

Конечно не всегда плитка раскалывается так красиво ровно, как на верхнем фото, но кусочки нужны всякие, поскольку поверхность с изгибами, закруглениями, и ушла почти вся купленная плитка. Зато когда уже выложен довольно большой массив, то глаз радуется и работать гораздо легче.

Тут я уже второй цвет начала вводить...

Одна сторона почти заполнена.

*****************************************

Я желаю вам удачи и интересных идей!