Бархатка: история и современность

Современная мода такая сложная вещь, что нельзя сказать определённо, что же сейчас модно, а что нет. В этой сплошной эклектике то и дело всплывают казалось бы хорошо забытые, а в своё время - культовые вещи. Одна из них – бархатка (или бархотка), о которой и пойдёт речь.

Отношение к бархатке разное: кому-то она нравится, кому-то нет. Я из тех, кому бархатка по душе, потому я и сама их делаю. За время увлечения этим видом украшения у меня накопилось довольно много материала, собранного с интернета по килобайту, который, стоило дополнить и систематизировать. Возможно, кому-то он поможет с новыми творческими идеями.

По своей сути, бархатка – разновидность украшения, которое мы сейчас называем «чокер». В английском языке можно также встретить название collar, т.е. «ошейник». А ещё раньше чокер именовался совершенно непоэтично - «dog collar», т.е. «собачий ошейник» (по-французски - collier de chien). Конечно, если вдаваться в подробности, то, по идее, collar – украшение, плотно облегающее шею, а chocker располагается у самого её основания. Тем не менее, сейчас эти понятия слились и применяются к обоим вариантам.

Под бархаткой обычно понимают шейное украшение в виде бархатной ленты, либо ленты из другого материала; как правило, тёмного цвета; с украшениями, либо без.

В разные времена бархатка была так популярна, что упоминается во многих живописных и литературных произведениях. Но, пожалуй, дальше всех из литераторов пошёл Александр Дюма-отец: в его мистической «Женщине с бархоткой на шее» важным элементом повествования стала бархатка с бриллиантовым аграфом, скрывающая след от гильотины на шее главной героини: «Когда бархатка, державшая голову казнённой на плечах, расстегнулась, голова скатилась с постели на пол и остановилась у ног Гофмана»… Такая вот весёлая история.

Итак, если чокеры вообще существовали с глубокой древности, то бархатка в частности появилась в 18 веке. Предполагалось, что она должна оттенить белизну кожи красавицы, которая, как известно, в те времена была набелена и напудрена сверх всякой меры.

Пьетро Антонио Ротари - "Мария Кунигунда Саксонская, аббатиса в Торне и Эссене", 1755 г.:

Бархатки носились без декора, либо украшались кружевами, жемчугом и драгоценными камнями (по моде того времени, зачастую, цветными). Очень часто бархатка крепилась не с помощью застёжки, а имела ленточки-завязки. Сзади получался нежный, кокетливый бантик:

Бархатка в сочетании с драгоценной брошью, часто в виде банта, именовалась «склаваж». Одно из таких украшений - весьма увесистый бант-склаваж - можно увидеть в Алмазном фонде Московского Кремля. Он был создан в Санкт-Петербурге из золота и серебра и инкрустирован шпинелью и бриллиантами:

В кино о 18 веке художники по костюмам часто украшают героинь бархатками. Вот, например, Кирстен Данст и Кира Найтли:

Другие живописные примеры бархаток и склаважей:

Антон Рафаэль Менгс - "Мария Каролина Австрийская", сестра Марии Антуанетты - 1768 г.:

Натаниэль Данс - "Портрет Марии Уолпол, герцогини Глостер" ок.1766-69 гг.:

Лоренц Паш младший - "Королева София Магдалена Датская", 1773-75 гг.:

Пьетро Антонио Ротари - "Девушка в жемчужных серёжках и кружевной бархатке":

Морис Кантен де Ла Тур - "Портрет дамы":

Пьетро Антонио Ротари - "Портрет графини Анны Михайловны Воронцовой (Строгановой)":

Рафаэль Менгс "Портрет принцессы Марии-Луизы Пармской", позднее королевы Испании, 1765 г.:

Жан Батист Перроно - Портрет Мадам де Соркенвиль, 1749 г.:

Пьетро Антонио Ротари:

Сэр Джошуа Рейнольдс - Лавиния Спенсер:

А эта красотка - американка. Мигель Кабрера - "Донья Мария де ла Луз", 1760 г.:

В эпоху ампира бархатка стала непопулярна. Зато во времена бидермайера начинает возрождаться. Тогда бархатку закалывали брошью спереди крест-накрест. Портрет Натальи Николаевны Пушкиной кисти В.И. Гау., датированный 1844 годом:

В 1850-е годы (второе рококо) знаменитая Сисси, будущая Елизавета Австрийская, тоже часто носит бархатку, только кончики более длинные:

А вот повальное увлечение классической бархаткой в XIX веке связывают с супругой короля Великобритании Эдуарда VII, старшей сестрой русской императрицы Марии Фёдоровны, Александрой. Правда это или выдумки, мне неизвестно, но легенда гласит, будто Александра стеснялась шрама на шее и скрывала его разнообразными чокерами и ожерельями. И, как это обычно бывает, все дамы в Европе решили , что и они так хотят.)))

Уже на первой официальной фотографии в качестве будущей супруги наследника английского престола, сделанной в 1862 году, Аликс запечатлена в бархатке с центральным элементом в виде звезды:

1866 год – снова бархатка:

1883 - Александра по-прежнему не изменяет своей привязанности:

Сисси, став королевой Австрии, также оставалась поклонницей бархатки. Георг Рааб - "Елизавета в вечернем платье и драгоценностях королевы Марии-Антуанетты", 1878-79 гг., и "Портрет императрицы Елизаветы Австрийской", 1873 год:

Антон Ромако - "Елизавета Австрийская (Сисси)", ок. 1880 г.

и Филипп де Ласло - "Императрица Елизавета Австрийская, королева Венгрии и Чехии в трауре":

А вот сама королева Виктория с младшей дочерью Беатрисой (1860 г.):

Другая дочь королевы Виктории, Алиса Гессен-Дармштадтская, сама любила бархатки с подвесками

и украшала дочек. Вот детская фотография Алисы, будущей императрицы Александры Фёдоровны, жены Николая II:

И её старшей сестры Эллы, будущей Елизаветы Фёдоровны:

Ещё одна представительница европейской аристократии - принцесса Клементина Орлеанская (1860 г.):

Бархатка стала обязательным атрибутом шкатулки модницы второй половины XIX века и продержалась там вплоть до Первой мировой войны. Викторианская и последовавшая за ней эдвардианская эпохи неизменно ассоциируются с этим украшением.

Оцените эти чудеса ювелирного искусства – классические чёрные бархатки с бриллиантами. Ленты в них уже не только бархатные, но и из других материалов. Мне кажется, они не оставят равнодушными даже тех, кто относится к бархатке с прохладцей. А уж собаки такие «ошейники» могут увидеть только в самом сладком сне.)))

Бархатка с розовым жемчугом конк от Black, Starr & Frost:

Популярнейший портретист того времени, Джон Сингер Сарджент, написал многих своих современниц - представительниц высшего общества. Некоторые из них предпочитали позировать как раз в бархатках.

Эдит Рассел, леди Плэйфейр, 1884 г.:

Миссис Уилтон Фиппс, около 1884 г.:

Мадам Поль Пурзон, 1885 г.:

Портрет Евы Кэтрин Балфор, позднее - леди Бакстон, 1911 г.

С возникновением модерна, очень популярны стали широкие бархатки с прямоугольными вставками (фр. - plaque de cou) от ведущих представителей этого направления ювелирного искусства (главным образом, французов).

Бархатки от Janvier Quercia, около 1900 г.

Андре Кауффер, Франция, ок. 1900 г.:

Наиболее выдающийся мастер этого жанра, конечно, Рене Лалик. Его вставкам для бархаток и чокеров можно посвятить отдельную статью. Сейчас детали бархаток эпохи модерна (в основном, без лент, на которых они носились) хранятся во многих музеях мира.

Рене Лалик, "Папоротник", ок. 1900-02 г.:

Схожий дизайн от Люсьена Гайара, ок. 1900 г.:

Бархатка в стиле модерн украшает выдающуюся артистку эстрады и оперетты Анастасию Вяльцеву:

Были и более классические варианты с растениями и насекомыми, как вот эта французская бархатка от Henri Dubret:

Что модно в Европе, то, естественно, модно и в Российской Империи, и в США.

Вот юная Мария Александровна, дочь Александра II (будущая жена сына королевы Виктории, Альфреда):

Великая княгиня Александра Иосифовна Романова:

И её дочь, великая княжна Ольга Константиновна, племянница Александра II, будущая королева Греции, в бархатке с подвеской в виде раковины (1867 г.):

Екатерина Михайловна Долгорукова, княгиня Юрьевская, вторая жена императора Александра II (1880 г.):

Графиня Мария Михайловна Волконская в роскошной бархатке с бриллиантами, портрет кисти Константина Маковского (1884 г.):

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова на знаменитом портрете Валентина Серова (1900 г.):

Императрица Мария Фёдоровна, жена Александра III, с молодости носила бархатки:

Генрих фон Ангели - "Портрет великой княгини Марии Федоровны" и
В. П. Худояров - "Портрет императрицы Марии Фёдоровны, жены императора Александра III".

А это американки – фотографии конца 19 – начала 20 веков:

В эпоху ар-деко бархатки уже не вызывали такого ажиотажа, но, тем не менее, ещё присутствовали. Принцип украшения тот же: лента + бриллиантовый декор. Но узор посвящён уже не растениям и насекомым, а отличается характерной для ар-деко геометричностью.

Эта бархатка датируется приблизительно 1920 годом:

В дальнейшем о бархатке вспоминали не часто. В «золотой век» Голливуда стилисты ведущих киностудий иногда использовали их в рекламных фотосессиях. Перед вами великолепные Хеди Ламарр, Вероника Лейк, Ава Гарднер:

О бархатке забыли на несколько десятков лет. Разве что смелые женщины с репутацией «иконы стиля», вроде Бьянки Джаггер, иногда позволяли себе её надеть:

Возрождаться она стала в 1980-е. Вспомнив королевские традиции прошлого, бархатки и другие виды чокеров с удовольствием носила очаровательная леди Ди. Вот, например, бархатка из тёмно-синего бархата с сапфиром и бриллиантами:

Бархатка с бриллиантовой брошью:

Но настоящий бум вокруг бархатки случился в 90-е. Её носили и девочки, и девушки, и женщины. И звёзды кино и эстрады, и женщины менее популярных профессий. В моде были все возможные вариации: бархатки без декора и с декором, широкие и узкие. Думаю, все, кто помнит 90-е, помнит и эту моду. Нам с сестрой были подарены бархатные жгутики с подвесками в виде крестиков со стразами.)))))

Мода эта отразилась на страницах глянцевых журналов. Вот, например, Кейт Мосс:

А вот Клаудия Шиффер перед съёмкой для французского Vogue в 1990 году:

Линда Евангелиста в платье с воротом, стилизованным под бархатку с крестом (1993 г.):

Ещё один снимок Линды для Vogue, 1993 год:

Этих девушек представлять не буду))))):

Эта красавица - Деми Мур, (если кто-то не узнал) – 1993 г.:

Героиня Натали Портман из фильма «Леон» 1994 года носит бархатку с подвеской в виде солнца:

С началом 2000-х годов ажиотаж вокруг бархатки начал спадать. А через десять лет возникла новая волна интереса.

Вот, например, модели Фрея Беха Эриксен и Лара Стоун во французском Vogue летом 2010 года в бархатке Yves Saint Laurent:

Через два года Сальма Хайек произвела фурор, выйдя в свет как раз в этой бархатке:

И пошло-поехало:

Модель Эбби Ли Кершоу (2012 г.):

Алиша Кис (2012 г.):

Актриса и модель Хлоя Мрец (2012 г.):

Наоми Кэмпбелл (2012 г.):

Актриса и певица Эмми Россум (2012 г.):

Бархатке все возрасты покорны. Джуди Денч в бархатке с бриллиантами:

Софи Лорен в бархатке со вставкой из розового золота с бриллиантами (2013 г.):

Модель Роузи Хантингтон-Уайтли в бархатке тёмно-розового цвета (2013 г.):

Модель Эбби Ли Кершоу (2014 г.):

Наоми Кэмпбелл (2014 г.):

Королевские особы не изменяют традициям – кронпринцесса Дании Мэри (2014 г.):

И это только то, что попалось мне на глаза.

Вот так вблизи выглядит бархатка Софи Лорен от Damiani:

Бархатка регулярно появляется на подиуме. Вот, например, Salvatore Ferragamo:

Или Sophie Thallet:

Просмотрев на Ярмарке материал Татьяны Николаевой о показе коллекции Jean Paul Gaultier весна-лето 2014 на неделе высокой моды в Париже, я опять обнаружила бархатку и другие виды чокеров:

Таким образом, можно сказать, что бархатка, хотя и не имеет сейчас уровня популярности 1990-х годов, тем не менее, никуда не уходит и является вполне актуальным аксессуаром. Девушки, умеющие грамотно сочетать вещи, непременно найдут ей применение.

Какие правила при носке бархатки стоит соблюдать девушкам, не обладающим пропорциями модели, то есть большинству из нас:

1. Стоит помнить, что бархатка, как и большинство чокеров, имеет свойство укорачивать шею. Поэтому девушкам, у которых шея – не самая сильная сторона, лучше сделать выбор в пользу более длинных украшений.

2. По той же причине не стоит сочетать с бархаткой длинные серьги. Серёжки должны иметь умеренную длину, либо отсутствовать вовсе.

3. Бархатка смотрится выигрышнее с высокой причёской: стрижкой или убранными волосами.

4. Если девушка не Наоми Кэмпбелл, ей лучше носить бархатку с декольте или корсетом.

5. Бархатка – украшение яркое и весьма самодостаточное. Поэтому, если собираешься не на венский бал, и если это не оригинальная авторская задумка, надо постараться не перегрузить образ лишними украшениями и другими броскими деталями одежды.

Соблюдение этих правил позволит нам избегать ошибок, подобных той, что допустила актриса Кристен Уиг на мероприятии в 2012 году.

Непонятно, почему Кристен решила совместить замечательную бархатку с решетчатой бриллиантовой вставкой и это платье. Могу предположить, что ей просто не терпелось надеть оригинальный аксессуар.))))

Всем, кто осилил, спасибо!))))))

Надя.

Спасибо google и pinterest.