Делаем кулон-домик (fairy house) в форме желудя

Материалы: крупная шляпка от настоящего желудя, дощечка из древесины тика, кожаный шнур, серебряная проволока диаметром 0,8 мм, лак «Цапон», пропитка из смеси натуральных и синтетических восков, кусочек пластилина,клей эпоксидный двухкомпонентный «Момент», морилки водные, ацетон.

Инструменты: бор-машинка, различные боры, фрезы, шлифовальные насадки, лобзик ювелирный, круглогубцы, утконосы, кусачки для работы с проволокой, наждачная бумага № 800, 1000, 1500, зубочистки, тонкая кисточка, молоток для проволоки.

Время изготовления - примерно 3 вечера*

Увидев анонс тематической недели «Уютные домики», мне захотелось сделать что-нибудь этакое. Планировала как обычно брошку вырезать, но погуглив как следует на эту тему, я решила, что fairy house в виде кулона - то что надо. Картинки с большими подвесными домиками в форме желудя мне понравились, осталось только уменьшить масштаб и адаптировать идею под мелкую резьбу.

От мысли вырезать шляпку самостоятельно я отказалась, времени жалко, да и в наличии есть великолепная крупная желудевая шляпка от «ненашенского» дуба. Размер шляпищи при виде сверху — примерно 25х28 мм.

Подобрана она была осенью в местном дендропарке под какой-то заморской разновидностью дуба с острыми резными листьями. По прочности шляпка наверняка уступает цельной древесине, но если кулон попадет в такие условия, что желудевая шляпка разобьется, то, думаю, и шляпка вырезанная из дерева также изрядно там пострадала бы. Поэтому в использовании натуральной шляпки большой беды не вижу, будем считать, что это фишка такая, чтобы изделие выглядело интереснее.

Стены дома-желудя я решила делать из тика. По цвету, наверное, неплохо смотрелась бы коричневая древесина яблони - равномерно окрашенная, похожая на настоящий желудь. Но мне захотелось «деревянистой» расцветки — полосок и крупных пор натурального дерева. Поэтому для резьбы выбрала доску, которая была мне продана под названием «тик лесной».

Беру лобзик и отпиливаю кусок тика, достаточный для вырезания желудя.

Теперь бор-машинкой начинаю сглаживать углы заготовки.
Моя задача — подогнать для начала «желудь» к имеющейся шляпке.

Постоянно примеряю шляпу, и обтачиваю тик. Желудь должен быть пузатенький, поэтому все сразу срезать не тороплюсь. Решила сделать фаску с одного торца, чтобы шляпка хоть как-то начинала налазить на пенёк. Режу всё пока черновой фрезой с крупной крестовой насечкой. Она отлично убирает объем древесины.

Тут попался на глаза мне кусок пластилина, иногда я формы какие-нибудь из него пролепливаю. И решила я сделать слепок с шляпки, чтобы представить себе наглядно нужный мне рельеф, и побыстрее закончить этап посадки шляпки. Слепок вполне себе можно было и не делать, потому как форма-то не особо сложная.

Кусочек пластилина был небольшой, поэтому цепляю хорошенько ногтями и вытаскиваю его из шляпки.

Подрезаю тик, приближаю его по размерам к пластилиновому слепку.

А вот, собственно и мои эскизы.
«Ожидание и реальность».
Как говорится: «Почувствуйте разницу!»

Шляпка домика наконец-то встала на место. Теперь делаю очертания желудёвого хвостика на втором торце заготовки. Это удобнее сделать крупным шарообразным бором.

В процессе работы постепенно приближаю общую форму заготовки к округлой форме желудя, но это получается между делом. А основной момент сейчас — наметить расположение дверки и окошка. Они задуманы рельефными и тут важно выдержать желудевую округлость между рельефными деталями, поэтому не стоит спешить сразу с выборкой фона и формированием окончательных стенок домика. Работаю различными мелкими борами.

Выглаживать стенки между рельефами оказалось удобнее всего бором-иглой. Это очень тонкий, острый бор. Отличная вообще штука! И отверстие вглубь материала проколоть может и плоскость чистит как нож по маслу.

  • Совет на будущее — если нужно «зарыться» глубоко в материал бором в форме шарика (а такие ямки приходится резать часто), то предварительно лучше просверлить отверстие маленьким сверлом или вот таким игольчатым бором. Шарик в узкой ямке перегревается и горит очень хорошо, можно подпалить древесину и окончательно затупить бор. А предварительное, даже небольшое, отверстие дает гораздо лучшие условия резания для макушки шарика, выбрать объем становится гораздо легче.

В размеченном окошке вырезаю некое подобие вставленной рамы. Ямки делаю маленьким круглым бором.

Постепенно выглаживаю весь желудь.

Примерка шляпы. Уже похоже на правду...

Дорабатываю дверь и хвостик желудя.

Что-то показалось, что хвостик больше на грудь похож...

Нет, не показалось. Так и должно быть!

Теперь начинается истинно «ручная работа». Отрываю куски наждачки и выравниваю поверхности. После боров это нужно делать практически всегда, потому как следы от инструмента остаются и идеально ровной плоскости или криволинейной поверхности одними борами добиться сложно.

  • Прежде чем начинать шлифовку изделия нужно для себя решить, что лезвийными инструментами резать больше ничего не будем. Если потом резать фрезой или бором с зубьями, то зубья тупятся о микроскопические зернышки, застрявшие в древесине после шлифовки наждачкой, алмазным бором или силиконовой резинкой с абразивным наполнителем. Ну это в идеале. Мне лично проще докупить боров, чем строго придерживаться правил. Иногда бывает надо обрабатывать заготовку в обратном порядке. Хотя дорогие фрезы, конечно, стараюсь беречь.

Самое крупное зерно у наждачки 800. Ей работаю первой. Затем 1000 и 1500. Тик крупнопористый, достаточно волокнистый и мягковатый. Поэтому трех размеров наждачки тут достаточно, идеальной полировки все-равно не добиться, не тот материал. Более твердые породы древесины иногда приходится шлифовать начиная от №500 и до №2000, используя весь спектр номеров наждачной бумаги.

На свет смотрю, где еще тень неровная, где еще нужно подшлифовать поверхности.

Вращающейся кисточкой убираю лишнюю пыль, заодно кисточка слегка открывает поры дерева, и оно становиться еще фактурнее.

Почистила желудь, отложила в сторону.

Теперь начинается самое сложное для меня. С проволокой практически не работала. Из меди, в качестве тренировки было скручено несколько закорючек. Но дальше дело не пошло. Фантазии разбегаются и принять осознанное решение я не могу: куда крутить дальше, лучше влево? или вправо? а может вверх будет еще красивше?

Поэтому покажу, что я тут накрутила, но как мастер-класс по работе с проволокой не воспринимайте.

Проволока серебряная самая толстая у меня — диаметром 0,8 мм. Для бейла надо бы толще, но чем богаты... Для прочности и визуальной увесистости, планирую шнурок цеплять сразу за несколько изгибов. Отжигаю кусок проволоки, кручу произвольно, зачищаю все что можно. Вот что примерно получилось. Не то антенна, не то дым. (Сын сказал — "Зачем пружинку вообще прицепила?")

Для двери мне нужно дверное кольцо. Скрутила держатель для кольца, ну и собственно, само кольцо. Паять не буду. Хотелось бы, чтобы разрез кольца был незаметен под держателем. Поэтому кольцо превращаю в квадрат, чтобы не вращалось, а висело так, как мне надо.

В двери делаю бором-иголкой отверстие под держатель дверного колечка.

Примеряю кольцо. Примеряю, где бы воткнуть бейл. Непонятно ничего.

Поэтому настало время приклеить крышу к домику.

Делаю на вершине желудя небольшие отверстия под эпоксидку. Обезжириваю желудь и шляпку. Надо бы ацетоном, но лень его открывать, поэтому жидкость для снятия лака вполне подойдет. Размешиваю эпоксидку зубочисткой, приклеиваю шляпку, эта эпоксидка склеивает не мгновенно, но достаточно быстро.

Под шляпкой в глубине видны проступившие излишки клея. Поэтому через несколько секунд тыкаю зубочисткой в еще мягкую эпоксидку чтобы убрать глянцевый блеск, а матовый наплыв в этом месте совершенно не привлекает к себе внимания. По мне так лучше пусть наплвы наплывают, чем всё оторвется от недостатка клея.

Теперь шляпку надо бы облагородить. С хвостика неровности сняла, шляпку покрываю «Цапоном».

Лак типа синтетического шеллака. Прочности не придает, ложится ровно, соплей блестящих, так мне ненавистных в работах по дереву, тоже не дает. Минус — растворяется спиртом. Поэтому трогать изделие - только чистыми руками, не влажными от спиртовых лосьонов и т.п.

Далее сверлю в шляпке отверстие под бейл. Долго примеряю. На ниточке выверяю наиболее приемлемое положение завитков.

Как-то скучно получилось. (Сын сказал — 7,5 тебе баллов из 10, потому что домик не цветной.)

Беру морилку, разбавляю капельку морилки капелькой воды. Оттеняю дверь и окно темненьким. Потом красненьким, потом зелененьким. Думаете не заметно? Еще как заметно, древесина стала похожа на состаренную, обветренную. Домик, все-таки. Окно и дверь стали лучше выделяться.

На заметку:

  • Водная морилка — это вовсе не вода с краской. Запаха нет, но кислотно-щелочной балланс жидкости таков, что кожа рук изрядно пострадает при контакте. Поэтому я работаю аккуратно кисточкой. Держу желудь за шляпку. А если есть необходимость держать руками мокрое изделие — то только уж в резиновых перчатках.

Откладываю кулон для просушки до следующего вечера.
Теперь все серебро вклеиваю на свои места.

Затем покрываю домик-желудь восковым покрытием. Крышу-шляпку не покрываю. После просушки, через пару часов, кулон натираю до блеска мягкой салфеткой. Всё готово!

Нуу, не совсем конечно... Предстоит еще навешать дополнительно бусинок и присоединить концевики на шнурок. С этим торопиться не буду, потом подберу устраивающий меня окончательный вариант и всё доделаю.

А пока "парадное" фото. Ковра на стене у меня нет. Поэтому — на фоне любимых занавесок.

Делать по этому МК разрешаю что угодно, а вот полная перепечатка текста — пожалуйста, со ссылкой на мой магазинчик.

PS. Фотографии частично сделаны фотоаппаратом, частично смартфоном, т.к. пачкать фотоаппарат в пыли от бор-машинки совсем неохото. Да и фотограф из меня тот еще, поэтому как получилось, так и публикую.

*Время создания изделия пишу примерно. Мастер с большим опытом сделает подобное гораздо быстрее. А у меня на работу ушло намного больше времени, чем хотелось бы. Во-первых с проволокой никогда не работала, во-вторых семья требует внимания и постоянно приходится отвлекаться. Если сделать подобный кулон в другой технике, например, из пластики или дерева с росписью а не рельефом, то времени потребуется в несколько раз меньше. Возможно, применение резного дерева в данном дизайне и не совсем экономически выгодно, но мне так хотелось.