Лето — сезон батика! Пора сделать удобный запарник
  • Рубрика: Материалы и инструменты
  • Виды творчества: Батик

Я принесла домой трубу, и мой муж совсем не удивился. Время от времени, я привожу домой столешницы, куски фанеры, трубы, деревянные рамы. Он только спросил, не собираюсь ли я открыть в нашем доме лако-красочный цех, но услышав отрицательный ответ, успокоился и ушел по своим делам. В прошлый раз я принесла домой огромную кастрюлю на 150 литров, купила в магазине для ресторанов. Он и тогда не удивился. Он, вообще, перестал чему-либо удивляться. Святой человек!

Идея создания универсального запарника для шелка преследовала меня давно, и художники, занимающиеся батиком меня поймут. Все знают какое это удовольствие — занятие росписью шелка, как приятно смешивать краски, а затем наблюдать, как они растекаются, наплывая одна на другую, смешиваясь и образуя бесконечное число оттенков. Художник по шелку всегда великий экспериментатор! Но вот, когда эксперимент удался, нужно сохранить полученный результат.

И далее следует очень кропотливое (!) и очень затратное (!) по времени и усилиям действие — это запаривание шелка, ведь от этой процедуры зависит качество и красота изделия, особенно если после запаривания шелк ждет еще и валяние (мокрым способом с помощью мыла и воды). Плохо закрепленные краски сойдут, полиняют в агрессивной мыльной среде и сведут всю работу на "нет". И бывали случаи, что результат запаривания меня не устраивал. Причем "не устраивал" это мягко сказано, иногда и летело что-нибудь в стену, и слезы бывали.

Качество запарки — это то, к чему стремятся художники. Поэтому и придумывают разные приспособления для запаривания.

Принцип запаривания прост: готовый батик нужно положить между слоями бумаги, завернуть в рулончик, затем рулончик свернуть рогаликом, обмотать веревкой и подвесить над паром в кастрюле.

Все просто. Просто, да не просто.

  • Заворачивать в газеты нужно очень осторожно, желательно использовать старые газеты, или газеты, которые некоторое время полежали на подоконнике и пожелтели. Потому что может типографская краска пропитаться, и на шелке останутся черные следы. Иногда газеты стоит прогладить утюгом перед использованием.
  • Заворачивать в крафт бумагу, батик будет пропариваться примерно на 1 час дольше.
  • Если вдруг складочка в рулоне образовалась - шелк может покрасить сам себя и результат тоже огорчит.
  • Центровка, то есть привязывание рулончика с батиком в кастрюле, тоже очень важный момент.
  • "Рогалик" с шелком не должен касаться краев кастрюли и над водой не должен слишком низко висеть, а то паром бумага пропитается и могут появиться белесые пятна.
  • Высоко повесишь, с крышки конденсат будет собираться и натекать на рулончик, и нужно его обязательно накрыть фольгой сверху.
  • А самая большая беда - это так называемые заломы, это когда "рогалик" слишком туго свяжешь для подвешивания в кастрюле, и после запаривания получаются сгибы и их никакой утюг уже не отпарит. Особенно, это касается шелкового атласа со стрейчем.

Конечно, когда батик небольшой, все это как-то легче преодолеть, небольшой батик можно и в пароварке закрепить, и в кастрюле. А если большой батик? У меня палантины до трех метров бывают, и рулончик о-го-го какой получается, целый рулонище(!) ни в одну кастрюлю не помещается.


Конечно, хорошо бы купить профессиональный запарник. Но он стоит дорого, и потом, он очень громоздкий, его нужно где-то держать, а мне нужно, чтобы запарник был

  1. недорогой
  2. компактный
  3. быстро и легко собирался и разбирался
  4. идеально пропаривал мне батик любых размеров
  5. чтобы заворачивать его в бумагу и особо не заботиться о том, какой толщины рулон получился.
  6. чтобы батик парился в максимально расправленном состоянии.

Внимательно рассмотрев профессиональный запарник, думаю, что у него снизу нагреватель, и две скручивающиеся колбы, куда и помещается непосредственно батик. На фото я еще разглядела у него регулировку температуры. Если честно, я не знаю для чего регулировать, может кто объяснит? Стоит такая установка около ста тысяч рублей.

Мне нужно то же самое, но за три тысячи рублей.

Думала я думала, и вот что у меня получилось. Так выглядит конструкция запарника в собранном виде. Думается, что для художников-батикистов больше уже ничего объяснять не нужно. Но по законам жанра разберем конструкцию запарника по частям. Хочу уточнить, что весь запарник обошелся мне в две тысячи двести рублей.

Так выглядит запарник в разобранном виде. Он состоит из гофрированной трубы, двух кастрюль диаметром 20 см, и двух соединительных рукавов из жести, которые сделаны специально для этого запарника.

Труба куплена за 432 рубля в большом строительном гипермаркете, в отделе теплоснабжения, называлась она "тепловая вытяжка", меня покорило, что в инструкции было написано, что она выдерживает нагрев в 3000 градусов, думается, до этого не дойдет.

Кастрюли были куплены под размер трубы. Еда в них готовиться никогда не будет. Есть кастрюли 25, 30, 35, см. Выбирайте на свой вкус. Думается фото кастрюль не требуется. Меня полностью устраивает этот размер, у меня в мастерской нет газа и запарник становится на электроплиту, но для того, чтобы он не разъезжался, я связываю кастрюли за ручки. За счет камней в кастрюлях запарник очень устойчивый и еще камушки начинают постукивать, когда воды становится мало, я слышу, и доливаю. На газовую плиту запарник тоже становится, но по диагонали. Кухня при этом принимает вид очень загадочный. Но на кухне я не работаю, мужа не пугаю!

И, самое главное, это переходник между кастрюлей и трубой. Я думала, что как-то обойдусь без него, но нет, труба очень мягкая, но одеваться на кастрюлю не хотела. Пришлось обратиться к специалисту. Есть такие специалисты-жестянщики, которые делают водостоки c крыш, вытяжки и т.д. Принесла я свое хозяйство такому мастеру и попросила, чтобы "это входило и выходило". Он, конечно , повеселился, но диаметр трубы замерил. Я еще попросила сеточку придумать, чтобы рулончик мой не проваливался в кастрюлю.

На следующий день мастер выдал мне результат своего труда и взял с меня 1200 рублей за две штуки.

Ну, а дальше все, как доктор прописал. Берем готовый батик.

Накрываем наш батик другим слоем бумаги.

Сворачиваем все в рулончик, практически не заботясь о том, какой толщины он получится, засовываем рулон в трубу. Поскольку труба растягивается, до трех метров, ширину можно регулировать.

Наливаем воду в кастрюли, собираем запарник и запариваем батик.

Мне нравится, что батик пропаривается равномерно с двух сторон. Никаких заломов. В две кастрюли помещается 4 литра воды и этого хватает на 2,5 часа запаривания.

Все пункты требований к запарнику выдержаны, пожалуй, за исключением одного, не очень он компактный получился. И еще я (со временем) хочу заменить трубу на другую. Она похожа на пружину обтянутую термостойкой пленкой, мне кажется, она удобнее будет. У моей слишком мягкие края.

Надеюсь, что вам пригодится моя идея!

Желаю всем творческих удач!

С Уважением, Наталия Рыкова