«Наша Надежда»: интервью с победителем в номинации «Работа года 2013» Надеждой Мичеевой
  • Рубрика: Интервью
  • Виды творчества: 

Её работы поражают своей выразительностью, трогательностью и тем мастерством, с которым выполнена каждая из них. Надежда Мичеева наделяет особым характером и чертами все свои творения. Очаровательные валяные игрушки и милые миниатюрные брошки никого не оставляют равнодушным. Мы приглашаем вас познакомиться с Надеждой — автором работы года 2013 на Ярмарке Мастеров.

— Надежда, поздравляем Вас с победой в номинации «Работа года» на Ярмарке Мастеров!
Сейчас Вы опытный признанный мастер, создающие потрясающие по своей красоте и выразительности работы. А как начинался Ваш творческий путь? Вы любили рукодельничать в детстве?
— Огромное спасибо! Благодарю за такую высокую оценку моего труда!
Творческий путь… Наверное, он начался еще в детстве, когда я много рисовала и постоянно что-то придумывала. Мама отвела меня в художественную студию, но я недолго там проучилась: мне совершенно не нравилось рисовать гипсовые фигуры и еще что-то не менее унылое. Поэтому в дальнейшем рисовала просто для себя. Сочиняла сказки и придумывала к ним иллюстрации. Лепила, делала каких-то примитивных куколок, зверушек и шила им одежду. Видела себя в будущем художником. Но судьба распорядилась иначе, и я поступила в университет очень далёкий от творчества. Учиться было сложно, и времени хватало только на бесконечную зубрёжку. И только годы спустя, после рождения ребёнка, я вновь стала заниматься любимым делом.


— Как в Вашу жизнь пришло валяние — когда Вы впервые попробовали сделать что-то из шерсти, что из этого получилось?

Помните ли свою первую валяную игрушку и эмоции, связанные с ней, где она сейчас?
— Когда родился ребёнок, захотелось разнообразить достаточно монотонную жизнь. Пробовала и вязать, и вышивать, и еще что-то… Вдохновившись фотографиями из интернета, слепила из «самозастывайки» куклу. Странную и, мягко говоря, страшненькую. А потом, на одном из сайтов, увидела фотографии игрушек, сделанных из шерсти. Они поразили моё воображение. Приобрела всё необходимое и принялась валять. Помню, купила ужасную жёлтую шерсть и сделала медведя. Мне он, естественно, показался очень красивым. Самокритика на первых порах отсутствовала совершенно. Потом появились не менее «прекрасные» розовые коты, которые были настолько недоваляны, что напоминали пожухшие осенние листья. Фотографий, к счастью, не сохранилось. Самые первые мои валяшки поселились у родителей.

— Расскажите о своей основной профессии? Есть ли между ней и Вашим творческим занятием общие черты? Какие профессиональные навыки пригодились Вам в валянии и создании кукол?
— Я окончила медицинский университет. Вспомнилось, как в первый день обучения мне выдали в библиотеке пятнадцать килограммов учебников. Хорошее было начало. Через пять лет получила диплом по стоматологии. Сейчас лечу зубы детям. Я занимаюсь самыми маленькими пациентами, до 6-7 лет. Они мне сказки рассказывают, на мультики приглашают, картинки дарят. Бывает, конечно, что сказки рассказывать приходится мне и, пока пациент не очнулся, быстренько закончить работу. Кстати, если родители не сопровождают поход к врачу рассказами о том, как им в детстве вылечили сразу 35 зубов без анестезии и не имеют обыкновение при любом удобном случае пугать докторами, то лечение маленьких детей проходит очень хорошо и быстро.
А вот общих черт между стоматологией и валянием не вижу никаких. Разве что, умение делать мелкую работу.



— Слоган Вашего магазина «Игрушки с характером». А каким характером Вы наделяете каждую из них? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?
— Весёлые, грустные, хитрые, наивные, задумчивые, серьёзные… В игрушках, как мне кажется, живут мои детские воспоминания. В них вложены хорошие мысли, чувства, настроение. У каждой игрушки есть своя история, сказка. Ведь очень хочется, чтоб в нашей жизни добрая сказка была рядом.

Характер игрушки проявляется уже в процессе создания: одни игрушки делаются быстро и относительно легко, другие упрямятся, вредничают, а бывает, что в процессе работы исколешь иглами все пальцы.

— Сейчас Вы сами проводите мастер-классы, показываете своим ученикам, как своими руками превратить кусочек шерсти в прекрасную игрушку или искусно сделанную брошку. Как Вы считаете, насколько важно обучение у профессионалов? Можно ли освоить технику самостоятельно и стать успешным мастером? Какова роль такого обучения? Как Вы сами учились?
— Учиться, конечно же, нужно. Но некоторые начинают копировать работы своих учителей и, как мне кажется, теряют себя. Хотя, вполне допускаю копирование на первых порах. Валяние игрушек я освоила сама. А училась у Алисы Баженковой, Ирины Дейнеко, Ксении Шинковской, Наташи Койновой, Ирины Кунах, Рины Буше. Это были мастер-классы по созданию кукол, мишек-тедди, светильников, декорированию и т. д.
Да, я еще не сказала, что училась и в фотошколе.

Светильники я сейчас не делаю, да и мишек не шью, но полученные знания, пусть в несколько иной интерпретации, конечно же, помогают. По поводу самостоятельного изучения скажу, что при желании можно изучить всё, что угодно. В интернете очень много информации, надо её только найти. А потом применить знания в жизни. И, конечно же, не переживать, если результат не оправдает ожидания. Вряд ли кто-то начинал с шедевров.

— Надежда, расскажите о знаменитой очаровательной Лисичке, которая стала работой 2013 года на Ярмарке Мастеров! Помните тот день, следили ли за голосованием? Чем Вы вдохновлялись, создавая её? Где сейчас находится игрушка?
— Эту лисичку я сваляла несколько лет назад. Захотелось сделать яркую и солнечную игрушку. Её купил молодой человек для своей девушки. Игрушка осталась в Санкт-Петербурге. Хотя подавляющее большинство игрушек уезжает в другие города и за пределы России.
А за голосованием я не следила, узнала о нём, похоже, самой последней, от друзей!

— У Вас разнообразный и очень милый «зверинец» :) Но видно, что к слонятам Вы относитесь с особым трепетом. Что в их образах Вас привлекает больше всего?
— У многих народов слоны символизируют счастье, удачу, мудрость, любовь, доброту и еще много хорошего. С раннего детства помню белого фарфорового слона, стоящего у бабушки на серванте. Уже, видимо, тогда я прониклась красотой, величием и необычностью слонов. В моём исполнении они, конечно, совсем не серьёзны, это слоники-дети. Как, например, слоник в мухоморной шапочке, который живёт у замечательного коллекционера из Москвы, или слоник Мотя, со следующего снимка. Он обосновался в Питере, в семье человека, создающего потрясающие наряды для кукол.

— В Вашем магазине можно насладиться не просто очаровательными созданиями, но и прекрасными фотографиями, каждая из которых — это своя история, атмосфера, особый антураж. Кто делает снимки, как продумывается сюжет и образ?
— Фотографирую я сама. Раньше съёмка была нужна лишь для того, чтоб зафиксировать итоговый результат. А потом захотелось большего: интересных снимков, которые можно подолгу рассматривать; снимков, на которых читается какая-либо история, а персонаж живёт своей жизнью.

Сюжет придумываю в процессе съемки. У меня дома накопилось достаточно много всяких интересных вещичек, если их так можно назвать, которые могут красиво смотреться в кадре с игрушками. Например, рядом с белкой стоит крохотный керамический чайничек Светланы Виноградской:

А на этом снимке Мухоморка сидит на грибе, который сделала Анастасия Морозова:

Кстати, поймать мумии-тролля за хвост — это к большой удаче!

— Ваши работы очень быстро находят новый дом, и наверняка те, кто не успел стать их счастливыми обладателями, часто просят Вас сделать повтор. Охотно ли Вы идете на это? Как Вы считаете, почему многие мастера, как и Вы, не работают на заказ?
— На повторы не соглашаюсь почти никогда. Повторять это, прежде всего, скучно. И грустно. Хотя повтор вполне допустим, если происходит по собственному желанию. А если желания нет, то это похоже на принуждение. Вряд ли оно хорошо отразится на игрушке. И на авторе тоже. Всё же хочется получать приятные эмоции, а не загонять себя палкой к рабочему столу.

— Расскажите о Вашей семье. Дочка уже попробовала свалять свою первую игрушку? :)
Как Вы любите отдыхать и проводить свободное время? Какие ещё у Вас есть увлечения?
— Дочка сделала много игрушек. Она у нас человек очень творческий, с неудержимой фантазией и безграничным воображением.

Вот, например, одна из её валяшек, рукокрыл. У него есть и рука, и крыло, он «вылепитый красавец»:

А вообще, у детей есть чему поучиться — непосредственность, умение мыслить нестандартно, радоваться мелочам и каждому новому дню.

Очень люблю старые игрушки, кукол и статуэтки. Часто бываю на «блошином рынке». Этого медведя как раз оттуда и привезла:

Отмыла, откормила. Не очень хорошо ему жилось в грязной коробке. У игрушек, как и у людей, свои судьбы.

Относительно новое моё увлечение — это BJD-куклы*. С удовольствием фотографирую их. Это прекрасные и очень выразительные модели.
*BJD (англ. ball-jointed doll) — шарнирные куклы, сделанные из полиуретана.

Как и многие, люблю читать, слушать музыку, встречаться с друзьями, гулять по городу. Активный отдых — ролики и велосипед.



— В какой обстановке Вы творите? Как обустроено Ваше рабочее место? Случалось ли Вам приспосабливать для работы нестандартные инструменты или материалы?
Моё рабочее место это небольшой стол у окна. Это, пожалуй, самое светлое место в квартире. Всё необходимое разложено по полкам шкафов, рядом со столом и я могу сразу же найти необходимое. Это очень важно, поскольку долгие поиски вызывают раздражение и лишнюю трату времени, а это большой минус для работы. Рядом, на лоджии, моя «фотостудия». Там стоит высокий стол, большие белые листы картона, ткань разного цвета для фонов, штатив, отражатель, множество всяких засушенных цветочков и листиков.

А вот приспосабливать для работы нестандартные инструменты мне приходилось. Например, стоматологическую установку.
Дома стараюсь окружать себя красивыми вещами, картинами, игрушками. Хотя понятие красоты тут не основное. Главное, чтоб от работы исходила душевность и тепло. У меня живут игрушки многих прекрасных авторов: Наташи Тамамян, Miuki, Юлии Берг, Татьяны Евстифеевой, Светы Черниковой, Юли Гориной и многих других.



— Видно, что Вы серьезно подходите к каждой своей работе — прорабатываете детали, продумываете образ до мелочей.
Сколько времени уходит на создание, например, броши? И сколько на игрушку?
— Брошку делаю около 6 часов. А вот игрушки у меня есть и большие, и маленькие. Они, конечно же, отличаются по степени сложности. И время на них, соответственно, затрачивается разное. Игрушку делаю обычно за несколько заходов. Работаю под музыку или ставлю хороший старый фильм. Трачу от десяти часов и больше. Много времени уходит на съемку игрушки и последующую обработку в фотошопе.

— Кстати, Вы даете имена не всем своим игрушкам. Хотите оставить выбор будущим хозяевам? :)
— Уверена, что, новые хозяева сделают это гораздо лучше меня!

— К каким рукодельным вещам, кроме игрушек и кукол, питаете слабость? Украшения, предметы интерьера?
— Очень люблю сумки ручной работы. На фото сумка «с ногами» от Ани Аракелян:

— Дайте совет начинающим хендмейкерам и мастерам уже опытным: в чем секрет успеха, что нужно развивать в себе, с какой установкой необходимо подходить к работе, чтобы быть успешным и востребованным мастером?
— Прежде всего, надо верить в себя и не давать никому эту веру разрушить. Не бояться неудач и уважать свой труд. Не могу, пожалуй, не сказать здесь об очень хорошей, на мой взгляд, книге Яны Франк «Муза, где твои крылья?» Случайно стала листать её в книжном магазине и нашла много полезной информации.
Оформите красиво магазин, общайтесь с покупателями, обратите внимание на упаковку, дарите маленькие приятные подарочки, вдохновляйтесь и делитесь вдохновением!


Магазин Надежды Мичеевой >>