Кружево фриволите
  • Рубрика: История рукоделия
  • Виды творчества: Плетение

Кружево - сквозное сетчатое текстильное изделие из шелковых, хлопчатобумажных, шерстяных, льняных и других нитей. Ручное кружево плетеное челноком называется фриволите. Человеку всегда было свойственно стремление украшать свою одежду, окружающие его вещи, делать их нарядными, индивидуальной.

Плетеное кружево известно с конца 15 века. Уже тогда они во Франции, Бельгии, Италии, Испании. Впоследствии почти во всех странах Европы появились кружевные мануфактуры. К работе над созданием рисунков для кружева привлекались лучшие художники того времени.

Народы Востока также издавна занимались кружевоплетением. Они изобрели челнок, с помощью которого создавали совершенно новые образцы искусного рукоделия.Из восточных стран челночное кружево попало в Европу. В Италии его коротко "окко" ( глазок). Итальянское кружево, изготовленное при помощи челнока, состояли в основном из колец. В Германии "шиффхен шпитцен" (плетение челноком). В Англии- "теттинг" (плетение челноком). Во Франции - "Фриволите" (легкомыслие).Именно из Франции кружевное плетение такого рода пришло к нам в Россию.

Технологически фриволите - это разновидность узелкового кружева, выполняемого при помощи челнока, в корпусе которого размещается шпулька с нитью. Т.е. челнок - это инструмент и для удержания, и для подачи рабочей нити (подобно коклюшкам при получении коклюшечного кружева).

Первоначально челноки были достаточно большими и употреблялись с более грубой, чем теперь, нитью. В XVIII веке, когда все виды кружев стали изготовлять из тонкой льняной нити, челноки стали меньше и изящнее. Чаще всего их делали из металла, а порой даже - из фарфора или слоновой кости. Были в употреблении и челноки из панциря черепахи, отделанные металлом или перламутром.

Высокая популярность фриволите вполне объяснима: кружева всегда были предметом роскоши и пользовались большим спросом. Каждому хотелось бы их иметь, но классическое кружево было дорогим и потому для большинства людей недоступным. Изобретательные рукодельницы нашли способы создания относительно недорогого кружева, и при этом выполняемого быстрее, чем известные на тот момент традиционные кружева. Одним из таких способов и было фриволите.

Первые изделия фриволите состояли только из колец, позднее появились и пико (петельки из нити между двумя узлами). Мастерицы выполняли цепочку из нескольких близко расположенных колечек, затем их располагали в нужном порядке и аккуратно сшивались вместе в мотивы. Когда дело доходило до соединения мотивов, то через 2 пико пропускалась нить и завязывалась узлом, а ее концы затем обрезались. Вот так просто!

В технике фриволите выполняли покрывала. накидки, салфетки, портьеры и занавеси, мерное кружево, использующееся для отделки одежды, воротники, манжеты, жабо, мотивами фриволите украшали салфетки, мебельные чехлы, отделывали юбки, фартуки, чепцы. В работе мастерицы часто использовали тонкую золотую и серебряную нити.

После октября 1917 года в нашей стране кружевоплетение было признано "барской затеей". Особенно не повезло фриволите - ведь оно считалось еще и западным, империалистическим рукоделием (в отличие, к примеру, от Вологодского кружева, считавшегося народным промыслом). И о фриволите забыли почти на полвека.

В конце XX века фриволите начало возрождаться в нашей стране. И, как и в случае с макраме, возрождение началось с Прибалтики В1960-е годы эстонские мастерицы не только воссоздали кружево фриволите, но и разработали новую, более скоростную и удобную для работы технику плетения. Она заметно отличалась от отличается от западноевропейской и от той, в которой работали наши прабабушки, изучавшие фриволите до революции.

В 1970-е годы фриволите стало популярным в Москве, а вскоре и в Ленинграде: открываются курсы фриволите в клубах и в школах, женские журналы публикуют схемы изделий, издаются книги.

Одной из первых в России мастериц, изучивших методику плетения, разработавших условные обозначения элементов схемы кружева фриволите, была Анна Григорьевна Вечерская. Она внесла большой вклад в развитие современной техники фриволите, её изделия отличаются мастерским исполнением и безупречным вкусом. А книги А.Г. Вечерской по плетению кружева фриволите позволили многим освоить и искренне полюбить это вид рукоделий.

Сегодня искусство фриволите переживает новый виток развития и вызывает особый интерес у тех, кто любит творить красоту своими руками! В чем причина такой популярности? Мне кажется в его необычайное простоте - фриволите не требует замысловатого оборудования, им достаточно легко овладеть в любом возрасте, а то, что узор складывается всего из нескольких простых элементов, оставляет огромные простор для творчества и самовыражения.