Делаем явару в виде руны Эйваз

Предыстория
Давно хотел сделать мастер-класс и вот судьба послала мне клиента, предложившего один очень интересный заказ,
выполнение которого "от и до" как раз представлено в мастер-классе. Я делаю явары, о том что это такое подробно рассказано в блоге. Клиент захотел не просто явару, а явару в виде руны Эйваз. Само собой из ясеня или дуба, так как по легенде
Бог Один повесил себя на Мировом Дереве (Мировом Ясене, реже Дубе). Провисев там 9 дней и ночей ему было
открыто знание о рунах и он успел-таки оставить его потомкам, наломав палочек из веток. Так появился Старший
Футарк, состоящий из 24-х рун.


Один и Мировое Дерево (Иггдарсиль)

Легенды – легендами, а в реальности же – мне очень захотелось потрудиться над этим заказом, тем более что
идея создания явар-рун мне в голову приходила, а руки до дела не доходили. И тут такой случай!

НАЧАЛО
Итак, поехали! Как работа пойдет я не знал, поэтому для начальной фотографии достал все свои резцы и привез
с дачи электролобзик. В процессе работы оказалось, что резец нужен всего один, а лобзик - просто незаменим.
Но об этом далее.

Нам понадобится:
- доска из ясеня,
- электролобзик,
- нож и резцы,
- клей момент.

Если кому-то станет интересно, где я раздобыл доску из ясеня - пишите в личку, расскажу, не хочется тут делать
рекламы. По поводу клея - в последнее время пользуюсь "моментом" в виде геля (как на фото с голубым
тюбиком), он здорово себя зарекомендовал, приклеивая всё ко всему за 5 секунд, к тому же гель прозрачный.

Досочка у нас вполне приличная по толщине.

Забыл сказать, клиент помимо самой явары в виде руны Эйваз захотел еще рунический круг в середине.
Желание клиента - закон (особенно когда собственное желание воплотить идею в жизнь сильнее), сделаем
и рунический круг. Благо интернет есть, магазинов торгующих кулонами в Москве - море, заказал-съездил-забрал.
Дальше делаем эскиз.

Вырезал из бумаги контур явары, согласно эскизу, перенес на деревянную доску. Да, забыл для начального
набора инструментов приложить линейку и карандаш, но надеюсь если кто-то пойдет по моим стопам и дойдет
до этого момента, то найти их не составит труда. Кстати, я делаю подобное изделие впервые, так что не
стесняйтесь повторять это дома! У меня получилось, значит и у вас получится!

ВЫПИЛИВАНИЕ

Далее работа лобзиком. Тут нужно остановиться поподробнее, т.к. этот момент очень важен. Причем не сам
процесс выпиливания (с ним-то я думаю вы справитесь), а точность! Как выяснилось чуть позже - ясень
оказался тверже всего, с чем я до этого работал (липа, сосна, береза, тополь, груша) и обработке резцами
данная легендарная порода поддается, но не спеша и по чуть-чуть. Поэтому, от того насколько близко вы
запилите по контуру эскиза - настолько меньше вам потом срезать ручками. В общем, аккуратность и расчет
на данной
стадии - экономия времени на будущих этапах изготовления изделия. Вот! Пока пилил лобзиком
(не пилил несколько лет) понял, что пилить надо, нажимая и отпуская кнопку (как бы стреляя из пистолета),
а если утопить "педаль в пол" дерево начинает гореть, пила застревать. Наверное, это всем известно, но мало ли.
К сожалению, не смог сфоткать левой рукой процесс выпиливания, т.к. скорее всего отпилил бы что-нибудь
от себя, поэтому ниже показан результат.

Проверяем лежит ли заготовка в руке.

Вроде все в порядке. Я так удивлен, что выпилил руну, что решил продолжать. Прикидываем как будет
смотреться рунический круг.

Тоже нормально! Что ж - за работу! Где там мои резцы?

ОБРАБОТКА РЕЗЦАМИ

На крайней фотографии видно, какими резцами я пользовался из общего изначального набора. Тесаком моим
любимым особенно не работал, 2 раза резанул, не удобно, много изгибов, не подлезть им. Про этот ножечек
можно было бы отдельный мастер-класс сделать, я сначала только им и вырезал все. Пальцы отлетали -
только так! Как в поговорке: "резчик не только тот, кто режет, но и тот, кто режется". В общем, нож хороший,
но работать им надо аккуратно. Поэтому пользовался я маленькими резцами, срезая лишнее медленно, но
верно, по чуть-чуть. Порода твердая и формы хитрые. Скорость резания хорошо видна на фото ниже по размеру
стружки.

Тут следует объяснить, почему время мастер-класса 14 дней. В принципе, имея настойчивость и не
промахнувшись лобзиком мимо следа карандаша - вырезать можно за вечер. Но мы договорились с клиентом,
что я вымочу изделие в льняном масле, а это 1-2 суток + неделя на сушку. Потому и сроки такие. Настругавшись
ясеня в тот день, я взял перерыв на 2-3 дня. Картинок по поводу отдыха вставлять не стал, потому продолжаем.
Поработал резцом, скруглил все что, должно быть круглым, срезал все, что казалось лишним.

Взял еще перерыв на день. В спешке сами знаете только что делается.

ШЛИФОВКА

Вооружился шкуркой, крупной. На маневры вроде "возьмите самую грубую, потом мельче, мельче и так далее"
у меня терпения не хватает. Поэтому сначала самая крупная, потом - самая мелкая. А все, что между ними -
можно пропустить.

Ну вот! Явара стала гладкой, приятной на ощупь, теперь в руках ее держать одно удовольствие!
Дальше аккуратно вырезаем (читай выколупываем) отверстие под кулон с руническим кругом.

Делаем примерку.

По-моему идеально!

Едем дальше. С обратной стороны (чтобы не оставлять ее пустой) мне в процессе пришла идея повторить руну
Эйваз. В круге. Чтобы руна в руне получилась, вложением! От этой идеи я пришел в восторг, но пространственная
ориентация не пакет с орешками - оказалось что на обратной стороне получается руна, зеркальная руне Эйваз.
А зеркальная руна нам не нужна - потому оставляем обратную сторону пустой.

ПРОПИТКА ЛЬНЯНЫМ МАСЛОМ

Самый долгий этап, не столько пропитка маслом, сколько сушка древесины после пропитки. Операция "Мокрое
дело". Но при этом этап самый простой. Все что нужно раздобыть - это пластиковая тара и литр льняного масла
Его можно купить в специализированном магазине, а можно на продуктовом рынке, как сделал я.

Подумав, решил взять не 2-х литровую бутылку, а литровую - дабы изделие "затопить с головой", да и бежать на
рынок за маслом лень (если не хватит чуток). Обычно я делаю явары поменьше, для них подходят бутылки по
0,5 литра. Литровая бутылка оказалась темной, но смысл вы уже поняли.

На крайней фотографии представлена секретная техника предотвращения всплытия изделия и исключения
некачественной пропитки. Тут тоже все понятно. Сижу, жду.

Прошло 2,5 суток. Пора бы и вынимать изделие! Вооружаемся вот чем:

Достаем явару.

Вытираем насухо туалетной бумагой. Пробовал газетой, но иногда краска с рекламных газет пытается
"перелезть" на изделие, что может загубить весь наш труд в такой неподходящий момент! Так что лучше
туалетной бумагой или какой-нибудь тряпочкой без ворса, чтобы не пришлось потом собирать волоски.
Да и еще: слышал, что тряпочки, пропитанные льняным маслом имеют особенность самовозгораться на
воздухе
. Не проверял, поэтому тряпку/бумагу - в пакет и в мусорное ведро! Удалили лишнее масло.

Льняное масло хорошо тем, что глубоко проникает в породу, делая ее тверже. Масло также придает цвет
изделию, причем разным породам - разный цвет. Зависимости цвета от длительности пропитки маслом
не выявил, это не морилка. Еще у льняного масла своеобразный запах, сначала я его не понял, странный
какой-то! А потом принюхался к нему и полюбил. Сейчас могу даже назвать запах масла благородным!
Хотя, передерживать не стоит, тут надо поэкспериментировать самому! Минусы - это время сушки. Долго и
сложно просушить. Едем дальше, вешаем явару сушиться на балкон, забываем про нее на неделю.

ПОКРЫТИЕ ВОСКОМ

Обычно, воском покрываю изделия в самом конце работ, но в данном конкретном случае если вклеить кулон
с руническим кругом и заполировать его сверху воском - потом придется зубочисткой или иголкой вычищать воск
из мелких трещинок/неровностей, т.к. на большой площади он высыхает и не виден, а в трещинах очень заметен.
После высыхания дополнительно слегка зашкурил поверхность мелкой шкуркой. Воск я использую вот такой -
смесь пчелиного и карнаубы (воск пальмы).

Воск жидкий, поэтому наносим на обычную губку для мытья посуды и втираем его в древесину.

Сохнет он очень быстро, несколько минут. Выжидаем, затем полируем замшевой тряпочкой.

ВКЛЕИВАНИЕ КУЛОНА

Берем гель "Момент", промазываем им отверстие под кулон и обратную сторону кулона.
Вклеиваем, прижимаем, ждем.

Смотрим на результат! Чего-то не хватает? Не так ли?!

Точно! Вот это отверстие, где последняя руна переходит в первую. Поскольку изначально это был кулон,
отверстие предназначалось для шнурка. Достаю мешок с камнями, выбираю. Ага! Сапфир! Иди сюда, дорогой!

Вклеивать такого "малыша" не хочется, к тому же он застрял в отверстии (!) - поэтому применим хитрость, не
раз уже опробованную в деле. Капнем аккуратно по краям отверстия безцветным лаком, он потом высохнет,
не оставив следов, а камень будет держаться! Сам камень при этом не заливаем лаком, чтобы не блестел
ненужным глянцем.

На фото сверху лак еще не высох. После высыхания от него не останется и следа. Ну вот теперь похоже,
что все! Изделие готово! Ура! Поздравляем себя с результатом, заочно поздравляем обладателя первой руны-
явары. Не знаю как первой в Мире, но у меня эта первая.