Год на Ярмарке Мастеров. Отделяем зерна от плевел

Казалось, только вчера я создала свой проект, только вчера оформилась в ранге мастера на Ярмарке Мастеров, только вчера полагалась на авось… а уже больше года по календарю! И так много всего произошло, что вряд ли получится в одной статье уместить. Все же меня распирает поделиться своими личными наблюдениями. Ведь многое, что предполагалось значимым, на деле оказалось не столь важным. И наоборот.

Это ни в коем разе не правила, не аксиомы и не руководства. Это исключительно мой личный опыт, с которым вы имеете право не согласиться. Но мне бы хотелось, чтобы статья воспринималась как некая шпаргалка для тех, кто только начинает свой путь или кто не может определиться – а стоит ли овчинка выделки.

Лицо магазина – лицо мастера.

Это неоспоримый факт, к которому следует подойти со всей ответственностью. Ибо именно вглядываясь в него потенциальные покупатели воспринимают ваше дело. Я долгое время жалела средств, времени для достойного оформления. Мне казалось, что можно как-то выйти из этого положения хитростью. А некоторые магазины вообще сбивали с толку: отсутствие качественных фото, баннера или хороших описаний, приветствий не мешало им привлекать клиентов. Но на данный момент я понимаю, что это скорее исключение из правил. И само позиционирование витрины как стильной, красочной и профессиональной выгоднее и эстетичнее. Это уже выводит ваше дело на порядок выше, уже не повернется язык назвать его домашним коленочным производством.

  • Название. К этому вопросу лично мне следовало подойти изначально продуманно. Я уже меняла название и, видимо, придется еще раз. А все из-за того, что я не точно определила конечную цель своего проекта, чего я хочу от него, кого хочу видеть, да и вообще не слишком серьезно к этому относилась. Конечно, невозможно продумать, сколько просуществует дело, во что оно выльется и т.д., но с первых минут его основания должен быть верный посыл, охватывающий и отражающий максимальные грани вашего детища.
  • Фотографии. Это первый наиважнейший аспект построения дистанционной торговли. И если вы всерьез этим занялись, то отговорки – «я не понимаю, я не разбираюсь, это сложно, я лучше вот так как-нибудь» – отбросьте. Качайте программы, выстраивайте свет, делайте фоны, приобретайте атрибутику! Я лишь через год пришла к выводу, что без этого абсолютно никак не обойтись! Год потери определенного процента клиентов, год потраченных сил, чтобы выкрутится из ситуации. Лучше бы с самого начала тратила энергию в нужное русло!
  • Баннер и аватар. Тоже актуально для совокупности образа. Я несколько раз его меняла и еще сменю, пока не найду тот единственный, который устроит и будет делать картину законченной. Это же дополнение общего стиля витрины, как вишенка на торте. А вот фото самого мастера я лично не считаю обязательным условием, на котором настаивают многие. Если у вас будет вместо лица цветокпейзажрисунок это не коим образом не отпугнет клиента. Но только в том случае, если со всем остальным будет порядок!
  • Упаковка. Это тоже визуальное восприятие вашего дела. Не бойтесь потратиться на это. Возможно, не сразу на что-то шикарное, но все же приятное для глаза и безопасное для изделия. Мои товары таковы, что их в коробочку не засунешь, кроме елочных игрушек, но у меня есть пусть и крафт, но крепкие пакеты, визитки, открытки, а если пересылка по почте, то в ход идут ленточки! Но и этого недостаточно! Я уже почти продумала, как сделать еще красивее. И сейчас даже стыдно вспоминать, в чем получали мои изделия самые первые заказчики.

Ключи от всех дверей.

Второй важнейший момент, требующий заостренного внимания. Ибо это главный след, который оставляют ваши творения в сети. Процесс подбора долгий и выматывающий, и практически без конца и края. Но чем дольше Вы углубляетесь в этот вопрос, тем легче становится, вы уже начнете чувствовать нужные ключи. А в помощь есть как минимум 2 изумительные статьи на ЯМ от Ольги Терлецкой, которые я перечитываю до сих пор. Но и с этим не стоит переусердствовать, а то порой ловишь себя на мысли, что некоторые мудреные ключи вряд ли придут в голову покупателю, а драгоценное место занимают.

Ценообразование.

Это самый щекотливый вопрос, который можно поднять на гиперконкурентной площадке. И однозначного ответа ни у кого не будет никогда: кто-то берет качеством, кто-то количеством, кто-то наемным трудом, а кто-то внутренним чутьем. Но для меня суть такова – нужно реально оценивать свой труд и конечный результат, отбросив все остальное. Не стоит принижать его или завышать, а уж тем более ставить среднюю цену. Последовав некоторым советам о низкой цене в начале пути для приобретения отзывов, я наступила на грабли. Т.к. впоследствии потребовалось несколько месяцев для регулировки отображения затрат и окупаемости. Некоторые клиенты искренне недоумевали, почему цена планомерно ползет вверх, а вот изделия остаются почти неизменными. Зато невидимое давление со стороны других магазинов чествовалось кожей. Поэтому сейчас я работаю с удобной для себя ценой, что включает в себя и оценку труда, и материалов, и возможность покупки клиентом. Я не играю с ценами, я абсолютно честна со своими клиентами. И меня не мучает вопрос ценообразования, даже если другие считают мой ценник неверным.

Социально-ярмарочная жизнь.

Все это общение в публикациях, блогах, конкурсах активно навязывают во всех темах-советчиках. Но мой опыт показывает, что активное участие в них на 90% привлекает мастеров и просто открытых общительных людей и лишь на остальные 10% реальных покупателей. Лично из моих подписчиков только 2 оформили покупки, и еще несколько стали подписчиками и постоянными клиентами уже после покупки. Да, не спорю, на ЯМ, как и любой другой площадке, нужно засветиться. И поддержка подписчиков в каком-либо конкурсе даст преимущество в виде выигрыша и т.д. Но это не обеспечит вам продажи! Не стоит из этого делать самоцель. Не нужно тянуть жилы и быть экстравертом вопреки себе. Есть желание – пишите, нет – идите поработайте. Я помню, как могла весь вечер потратить на поиск интересной публикации, рыть носом интернет, чтобы о себе напомнить миру. А толку? Полайкали кнопочку, поделилась красотой, поболтали – а мои идеи не воплотились, нового не появилось, изделия не продались, зато времени потрачено уйма, удовлетворения нет. Но совсем иная история, это две мои публикации на тему обмена опытом. Именно здесь я получила возможность раскрыться, поделиться и просто получить удовольствие от комментариев. Я почти полгода не веду активной соц жизни на ярмарке, и продажи ничуть не упали. Хотя чего греха таить, чертовски приятно наблюдать рост подписавшихся!

Конфетки, распродажи и аукционы.

Тоже спорный момент. Попробовать стоит, а вдруг и у вас пойдет? Есть же у нас тут легендарные мастера, которые вполне успешно оседлали эти методы. Но я лично с этим завязала на первых порах. Наблюдается устойчивая тенденция после проведения всех этих мероприятий – большинство покупателей считают, что вы дорого продаете изделия, что их можно потом за бесценок купить и ждут этого. Но это же не серьезно, правда? На мой взгляд, распродажи хороши для постоянно обновляющихся изделий, которые можно менять чуть ли не каждую неделю; аукционы – на что-то неповторимое и дорогое; а конфетки… Я считаю просто развлекательной игрой. Безусловно, вы просто обязаны отталкиваться от ассортимента магазина, ибо для некоторых товаров это неоспоримо действенный инструмент! Но для меня это вообще не актуально!

Гибкость и уважение.

В наше стране явно хромает клиентоориентированность, на ЯМ же она слишком зашкаливает, доходя порой до унижения мастера, но и отношение клиентов местами оставляет желать лучшего. С течением времени я пришла к выводу, что уважение и компромиссы должны быть исключительно обоюдными и никак иначе. Я больше не отвечаю на изначально хамские сообщения, моментально отказываюсь от работы, если клиент «делает мне одолжение» в покупке работы и т.д. Нельзя позволять заказчику устанавливать абсолютно все рамки в общении, нельзя завязываться в узел, только чтобы он от вас не ушел. Есть правила магазина, которых обязаны все придерживаться – и мастер, и покупатель. Это фундамент торговли, обеспечивающий устойчивое и конкретное развитие торговых отношений. И менять их каждый раз в угоду клиента не позволительно. И конечно элементарное воспитание никто не отменял. У меня порой волосы дыбом встают, когда я читаю где-то диалоги и требования покупателей, хотя сама с этим сталкивалась не так много раз.

Но должна быть и возможность уступок в определенных ситуациях. Все же отзывчивость привлекательна для бизнеса, да и вообще человечна. Для меня это скорее ответная реакция на вежливое общение, чем слепое угождение.

«А я милого узнаю по походке…» (с)

Сразу, конечно, не получится, но со временем вы просто обязаны найти то, что вас будет отличать от остальных. Причем этот поиск не единоразовый, а должен распространяться на всю деятельность. С каждым новым скачком в технике или стиле вас все больше будут копировать, причем по все более низким ценам. Поэтому вы должны придумывать каждый раз что-то новое, т.е. быть на шаг впереди. Какое-то время назад я поймала себя на мысли, что уже довольно давно делаю просто аналогичные вещи. Да, я не повторяюсь в своих работах, но и ничего нового не привношу в свой проект. И именно от этого я, как художник своего дела, истощаюсь, депрессирую и не реализуюсь. Поэтому я ушла в отпуск в головой, набраться сил и решимости. Ведь несмотря ни на что, так легко растерять уверенность в себе и в своем вкусе после срыва нескольких заказов, когда не осмеливаешься предложить нечто новое, боясь быть не востребованной. А потом бац! И видишь, что некто более смелый уже сделал это до тебя!

И еще такой момент. Как можно скорее озаботьтесь штамповкой своих фото – логотипом. Это действительно избавляет от многих проблем.

Конкуренция.

Я не отношусь к числу тех, кто советует регулярно и планомерно мониторить рынок. Лично я считаю это бесполезной тратой времени. Кроме расстройства от обнаружения нового плагиата своих изделий, огорчения от успеха другого и эмоциональной расшатанности я не получила ничего. И я не стыжусь это признать. Благо занималась я этим недолго, и не растратила свой психологический фон. Единственное, чем я озадачиваюсь теперь, это поиском подтверждения или отсутствия пришедшей мне в голову идеи.

Я никогда не тратила нервы для осады мастера-повторюшки, дабы уличить нечестного в копировании, ибо я не регистрировала авторское право, а, следовательно, не имею законных оснований для требований. Я никогда не добавлялась в круг, чтобы следить за смежными мастерами. Я больше не высчитываю цену, чтобы сделать чуть-чуть дешевле – я напираю на качество и индивидуализацию товара. Я никогда не отказываю в совете своему конкуренту, не грублю ему, но и не раскрываю всех карт. Прежде всего, на этом поле надо уважать себя, а потом - конкурента!

Вот такие выводы сформированы после почти полутора лет на ЯМ. Много нервов потрачено, много времени выкинуто в пустую, многое не получилось вопреки ожиданиям, но и многое приобретено: уверенность, знакомства, самоорганизованность и вообще вполне прилично отращенный дзэн. Благодаря всему произошедшему, я сделала главный вывод – не стоит стучаться в закрытую дверь, стоит просто найти другую. И это не будет означать, что вы опустили руки, по творчески не упорны или не достаточно умны. Это всего лишь покажет, что вы креативнее и смелее, чем могли предположить!

С уважением, Александра.