Учиться надо? Учиться надо!

Всё о продажах, да о тайм-менеджменте, да как заработать миллион.

Господа и товарищи! А о том, чтобы ваше изделие, вещь, сделанная вашими руками, была гармоничной во всех отношениях – качество исполнения и гармония цветовых сочетаний и акцентов, как-то не очень много разговоров.

То есть, чтобы в руках не разваливалось, не рассыпалось, не просвечивало и ещё много разных «но», исключительно из разряда качество – это не самое главное, да?

И поговорить в этой статье я хочу о шитье в том или ином виде.

К сожалению, считается очень многими, что шитьё – это просто те самые, пресловутые «два шва». И как-то всё это, ну очень "скуШно" – ничего нового быть не может, все технологии давным-давно известны. Ведь люди шьют не один десяток лет, и даже не одно столетие – это одно из двух самых распространённых видов дамского рукоделия наравне с вышиванием. Куклы и игрушки, пэчворк с квилтингом, одежда с сумками и косметичками – везде шитьё и везде шьём.

Мы все хотим реализовать или продать плоды своего творчества. И сетуем на неблагодарных покупателей, которые иногда наши творения называют «поделками». «Да как они неблагодарные смеют называть так наши Творения, в которые мы вложили душу! Я купила дорогую машинку и такие красивые ткани». Уж лучше бы, приложили руки, голову и научились хорошо шить на этой машинке. Чтобы у кукол не было целлюлита, не расходились бы стежки на морде у зайца, и не было бы кривых строчек… это я так, для примера… никого не хотела обидеть.

Да, соглашусь с возражениями, что не все тут профессионалы. В большинстве – любители и для многих из них шитьё – милое хобби.

Но продаём-то мы всё это по-настоящему! Вон, сколько публикаций на тему «Как продать...» Так почему же, под маркой хенд-мейд, то есть «ручная работа», зачастую можно увидеть откровенную поделку кружка «ОчУмелые ручки»?

Наоборот, ручная работа тем и отличается от фабричной=промышленной, что делается в единственном экземпляре, без спешки, со вниманием к каждому шовчику, к каждой детали. В последнее время стала замечать, что некачественно обработанный узел прикрывается красивой ленточкой или бантиком, как та картина из мультика, «которая закрывает дырку в стене». И этими штуками отвлекается внимание от собственно «качества». Мой оппонент вправе возразить, что если всё делать качественно, то будет похоже на фабричную, а у нас «ручная работа». Тогда вполне законный вопрос: А когда нитки во все стороны торчат и строчки кривые тогда ясно совершенно точно, что вот это и есть настоящая «ручная работа» так, да?

Кстати, а где учились вы?

Здорово, когда у вас была бабушка или тётушка, мама или крёстная, а может быть школьная учительница или руководитель кружка рукоделия в лагере помогли вам «поставили руку» и показали, как правильно делать.

Тогда за вас я могу только порадоваться и сказать, что вам очень повезло! Азы вы получили из первых рук и дальше остаётся только совершенствоваться и учиться всю жизнь.

Те, кто в своё время закончил курсы кройки и шитья тоже счастливые люди – у них есть базовые знания и умения. И это здорово! Во времена СССР такие курсы давали хорошую, грамотную подготовку, к сожалению, не знаю, как с этим обстоит дело сейчас (ох, сколько было насмешек и фраза «курсы кройки и шитья» стала нарицательной, что вот ну такое убожество, то ли дело мы – дизайнеры, творцы, художники).

Из рук этих мастеров выходят качественные вещи. В этом случае любимое всеми сарафанное радио работает как бы само по себе, потому что все хотят иметь хорошую вещь, обжегшись на «поделках».

Думаю, что такие курсы из-за своей длительной протяжённости – полгода, год регулярных занятий не очень популярны в наше время, когда времени очень мало и хочется всё быстро и сейчас.

А если учиться приходится по МК из интернета? В интернете, где, как известно, всё можно найти!

К моему огромному сожалению, в интернете столько всего, мягко скажу недобросовестного. И учиться на этих примерах не то чтобы плохо, но даже и вредно. Когда не знаешь, «что такое хорошо» ты не можешь отфильтровать заведомо вредную информацию и в итоге – сломанные машинки, брошенные в углу недошитые вещи, напрочь, отбитое желание шить после первой же неудачи. Но, что самое ужасное – всё-таки сшитые вещи порой тут же с гордостью выставляются в интернете и даже на продажу.

Гордость за сшитую вещь распирает, а трезво оценить сшитое многие не в состоянии.

Большой процент всех мк в интернете сопровождают только восхищённые комментарии: «Как здорово! Как легко! Как красиво!» А профессионального разбора ошибок и даже самых осторожных и аккуратных советов нет – потому что выложенные МК прежде всего пиар и похвастушки «Какая я рукодельница и молодец!» и лишь на десятом месте действительно правильная и грамотная информация, как же сшить такую красоту. Возражение на осторожный комментарий, что так не делают, нужно вот так и так, сражает наповал «Мы тут академий не кончали, шьём, как умеем и не лезьте со своими советами!» ввергает в ступор и продолжать дальше дискуссию не хочется.

Пример из жизни. У меня есть ученица, которая попробовала сшить достаточно сложную вещь по одному такому МК, где всё красиво написано. В итоге – практически сломанная машинка, которую всё-таки как-то удалось починить, кривая и кособокая вещь и полнейшее недоумение у девушки «Зачем же выкладывать такой мк, где в написано «А теперь мы пришьём дно, и всё готово», когда это самое «пришить дно» и есть самый сложный участок работы?». Ну, что можно ответить на это – выкладывают не для того, чтобы кто-то научился, а показать «какая я молодец».

Что хочу посоветовать начинающим свой творческий путь и тем, кто уже успешно творит:

Будьте самокритичны и воспитывайте в себе критическое отношение к своей работе.

Понимаю, что всему миру хочется прокричать "Я творец! Я мастер!" и похвастаться первой сшитой вещью. Подождите, пока схлынет пена восторга собственной гениальностью. Через неделю, месяц, полгода вы вдруг увидите всё несовершенство первой ученической работы. Или не увидите.

Если не знаете, что хорошо, а что плохо – спросите человека, мнению которого доверяете.

Учиться можно у всех и везде. Главное – хотеть научиться.

Тот, кто видит и понимает всё несовершенство своих работ, кто понимает, что знаний маловато, тот будет учиться и повышать своё мастерство всю жизнь.

Не зря ключевыми здесь являются слова кто видит и понимает.

А чтобы увидеть, что ваши работы совершенны и учиться особо негде – ходите по виртуальным и реальным магазинам, щупайте, выворачивайте наизнанку и внимательно смотрите, «как что сделано». Ничего зазорного, на мой взгляд, в этом нет. Если есть возможность, заходите в дорогие и не очень магазины и смотрите, сравнивайте, где как. Смотрите, как и что делают другие.

А отговорка – вон у Мани, у Тани, у китайцев нитки торчат и строчки кривые, то это не для вас, если вы позиционируете свои изделия как «ручная работа».

У нас же ручная работа, а не фабричная, не так ли?

Так, зачем же оглядываться на низкопробные вещи?

Надо равняться на высокое качество и стараться дотянуться до высоких образцов.

И немного о художественном образе работ.

Согласитесь, что в любой вещи всё должно быть прекрасно – и качество исполнения и художественная составляющая.

Воспитывайте и развивайте в себе такую вещь, как насмотренность.

Это ваши кладовые, откуда вы будете черпать вдохновение и идеи. А откуда черпать, если кладовые пусты? Подсознание творческого человека работает таким хитрым образом, что переплавляет в немыслимых сочетаниях весь предыдущий опыт. А опыт и есть наша творческая и культурная насмотренность. Смотрите как можно больше красивых стильных фотографий с модных показов, просто красивые фотографии, картины в галереях и на выставках – везде можно почерпнуть неожиданные сочетаний, гармоний, пропорций, всего, что можно назвать художественным творчеством! Вы и сами не заметите, когда в вашей работе вдруг вынырнет какая-то деталь, гармония или что-то ещё, например, сочетание несочетаемого – это будет только ваша фишка.

И это ни в коем случае не копирование. Ведь в художественных вузах не зря обучение построено на копировании, чтобы понять, почувствовать великих, увидеть и понять. Да, вы можете и скопировать раз, другой и третий. Но если вы творец, или ремесленник с творческой жилкой всё вы рано или поздно выработаете свой стиль и свой почерк. А если не получиться, ну что же и так бывает.

Но учиться нужно всегда, везде и ставить перед собой практически недостижимые задачи.

Вот как раз слова практически недостижимые и есть ключ – решая не решаемые, казалось бы, задачи мы прыгаем выше головы и с каждым разом становимся выше и растём, как художники и как творцы.

Так, где же учиться?

Только на своём опыте.

И на опыте предыдущих поколений.

Главное – учиться! Расти над собой в профессиональном и творческом плане.

И неважно – это ещё ваше хобби или уже ваша работа.

P.S. Этой статьёй я никого не хотела задеть или обидеть.

Основная цель статьи – поднять вопрос качества изделий, которые мы с гордостью называем «ручная работа»

С уважением, Ира Бортник.