Русский костюм в эскизах художника Виктора Васнецова к опере Н.А.Римского-Корсакова "Снегурочка"

"Не было для меня лучшего царства,
как царство берендеев, не было лучшего
миросозерцания и религии, как поклонение
Яриле-Солнцу"
(Римский-Корсаков).

В 1885 году в Русской частной опере Саввы Мамонтова была поставлена опера Римского-Корсакова "Снегурочка". Эскизы декораций и костюмов были исполнены художником Виктором Васнецовым (3 (15) мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР).

В этих рисунках художник, родившийся в семье священника в русском селе Вятской губернии, гармонично соединил сказочную страну с наблюдениями деревенской жизни, языческую древность и знакомое ему народное творчество.

В качестве основы для всех костюмов был использован белый домотканый холст, в сочетании с которым яркие цветовые решения орнаментов создавали весьма выразительные характеристики персонажей сказки.

Дед Мороз, Весна, Снегурочка, Купава, Малуша, Радушка, Малыш, Брусило, Курилка, Лель, Мизгирь, (какие звучные имена!) царь Берендей и другие берендеи и берендейки - жители царства берендеев - герои сказки вымышлены, но если мы обратимся к истокам создания оперы, то увидим лежащий в основе реалистический мир древнего русского народа.

Несомненно, что создатели оперы, в их числе и драматург, автор сказки «Снегурочка», Александр Островский, восторженно принявший оперу, предки которого - люди Северной Руси, знали поэтическое народное предание о берендеевом царстве, бытовавшее среди жителей Переяславля-Залесского.

Невдалеке от городка находилось знаменитое Берендеево болото, бывшее когда-то озером. Посреди болота на острове были остатки древнего поселения – городища. Там-то, по преданию, в древние времена и жило счастливое племя берендеев, которым управлял мудрый и добрый царь. В сказании о берендеях воплотилась вековая мечта крестьянства о жизни в мире, согласии и материальном достатке:

"Веселы грады в стране берендеев
Радостны песни по рощам и долам,
Миром красна Берендея держава…"

Ниже записи писателя от впечатлений после Переяславля:
"Типы русской красоты, солидной, которая меряется саженью и особенным каким-то широким вкусом... красавицы в русском тоже вкусе, красавицы без всякого упрека, то есть со стороны красоты... учтивость русская, обворожительная, с улыбкой; без заграничного лоску, а так в душу лезет, да и на поди… Что за типы, что за красавицы женщины и девочки. Вот где я об земь бился и разрывался пополам"...

"С Переяславля начинается Меря — земля, обильная горами и водами, и народ и рослый, и красивый, и умный, и откровенный, и обязательный, и вольный ум, и душа нараспашку".

Исторически меря – племя, жившее до 9-го,10-го веков на территории нынешних Ярославской и Костромской областей. С увеличением населения северных славян, с его расселением и все большим укреплением в Северной Руси оно рассредоточилось среди русских и слилось с ними.

Итак, знакомимся с эскизами костюмов Виктора Васнецова к персонажам сказки "Снегурочка":

Дед Мороз и Весна - родители Снегурочки

Берендейки

Снегурочка и Лель

Брусила и берендеи ребята

Купава и Мизгирь

Снегурочка и Весна

Премудрый царь Берендей

Бобыль и Бобылиха

Бирючи

Источник иллюстраций: www.nearyou.ru