Где найти время?

Думаю, этот вопрос занимает многих рукодельниц. У многих из нас есть дети, многие работают в офисе. Думаю, не ошибусь, если предположу, что многим из нас приходится совмещать и работу, и воспитание детей, и ведение хозяйства, а бросать любимое дело так не хочется! Мне самой приходится совмещать все это. Так что я постоянно ищу новые возможности успеть больше, но при этом не свалиться от усталости, не забросить ребенка и не превратиться в загнанную лошадь. Хочу поделиться своими наработками – вдруг кому-то пригодится?

Не ждем идеальных условий!

В какой-то момент я вдруг поняла, почему откладываю довольно значительную часть своих планов. Причина проста: где-то в глубине души живет вечное ожидание условий, при которых мне будет максимально удобно заниматься запланированным делом. Например, английским хочется заниматься в тишине, хочется иметь возможность спокойно смотреть фильм с субтитрами, спокойно читать книгу и иметь доступ к словарям в интернете. Из-за того, что мне казалось, будто язык можно учить только в таких вот идеальных условиях, я не занималась им вовсе. Ну не складывались такие условия практически никогда, хоть ты тут убейся. И только когда я это наконец сообразила, дело тронулось с мертвой точки. Теперь я отправила учебники и словари к себе на работу. Если у меня есть свободная минута, я открываю pdf-документы с учебником, словарем и статьями, и занимаюсь. Это не так удобно как хотелось бы, нет ни звука, ни интернета, но это лучше, чем ничего.

(Нет, на работе я не валяю дурака, это не синекура. Но свободные минутки бывают. К тому же специфика работы предполагает хороший английский J)

И так обстоят дела с огромным количеством дел. Можно посмотреть: что можно взять с собой на работу? На прогулку с ребенком? В гости? Пусть это будет не вполне удобно: придется тащить с собой пакет, работать в непривычных и не вполне комфортных условиях. Но тут каждый решает для себя: что важнее — всегда работать в максимальном комфорте или сделать побольше? Я сама, например, держу в офисе несколько пачек глины, и в перерыв сажусь и леплю. Ну да, всего полчаса-сорок минут. Но дома у меня зачастую нет и их, так что же, бросить все и заниматься любимым делом только на выходных?

На первый взгляд может показаться, что никакие дела «унести» из дома нельзя. Но зачастую так только кажется: стоит разбить работу на этапы и посмотреть — возможно, какой-то этап как раз и получится «мобильным».

И дома тоже стоит пересмотреть свои требования к условиям для работы. Например, посмотреть, что можно делать в бодрствование ребенка. Свежим взглядом посмотреть на ребенка: может, решение творить только в его сны или пока он на прогулках с кем-то уже устарело? Может, ребенок уже подрос и сейчас хоть чуть-чуть при нем работать получится? Дети быстро меняются, и то, что казалось категорически невозможным три месяца назад, сейчас может быть уже вполне реальным. Такой пересмотр привычных установок можно проводить с какой-то периодичностью, вдруг в какой-то раз наконец повезет?

Естественно, тут нужно держать в голове конечную цель. Если рукоделие — просто радость, отдушина, и нет нужды так торопиться, стараться делать больше, то и делать вышеперечисленное вовсе не обязательно.

На атомы и молекулы

Чтобы успеть больше, стоит посмотреть: а из чего же складываются «большие» дела? Например, возьмем дело «выставить новый товар в магазине». Вот из чего оно состоит:

1. Приготовить место для фотографирования

2. Сделать фотографии.

3. Убрать изделия и разобрать реквизит (если есть маленький ребенок или домашние животные, это нужно делать сразу, иначе, возможно, выставлять фотографии в магазин уже не будет смысла – товара-то не будет ;))

4. Сбросить фотографии на компьютер.

5. Обработать их.

6. Завести новые товары в магазине: придумать названия, описания, залить фотографии…

7. Написать о новинках в блогах и соцсетях.

Получилось внушительно, не правда ли? Конечно, этот список у разных мастеров будет несколько различаться, но общий смысл плюс-минус такой. Если планировать дело «выставить новый товар в магазине» — это большое дело на несколько часов работы, — то есть шанс, что оно будет сделано очень нескоро. Бывает трудно выкроить сразу много времени.

А вот дело «сфотографировать новинки» запихнуть в свой день проще. Оно меньше, найти для него «дырку» легче. А в другой день можно найти время, чтобы обработать часть фото. А потом еще часть. И вот так, по кусочкам, можно наконец «доесть слона».

Мне самой трудно было решиться делать именно так. Я люблю выполнять начатое полностью, от начала и до конца, не прерываясь. Но в конце концов поняла, что или я делаю то, что нужно, вот так, кусочками, или не делаю вообще ничего.

Пишем списки

Если вы уже продаете, то приходится не только создавать изделия, но и фотографировать их, работать с магазинами, переписываться с покупателями. Это все время. Только кажется, что подумаешь, что там, пять минут на одно несчастное письмо ответить. А на самом деле 5 минут письмо, да десять заказать фурнитуру в интернет-магазине, да еще 5 на то, чтобы поменять описание товара, а то что-то получше придумалось, да там чуть-чуть, да здесь немножко — глядишь, пары часов и нет. Если отложить все эти мелкие дела до какого-то крупного отрезка времени, на который были планы сделать что-то глобальное, есть шанс потратить львиную долю времени на мелочь, а крупное останется несделанным. Наверное, многим знакомо это чувство, когда вдруг понимаешь, что все, время кончилось, а ничего-то не сделано! Хотя вроде дурака не валяла…

Поэтому такие мелкие дела стоит делать или сразу, если есть такая возможность. Или писать их в список, и когда выдаются свободные 5-10-15 минут, смотреть этот список и отрабатывать оттуда пункты. Таким образом можно сберечь для крупных дел большие отрезки времени, не распылять это время на мелочи. В результате и мелких, и крупных дел будет сделано больше, время будет использовано более рационально. И чудесных вещей будет создано чуть больше!

Отдыхаем от забора и до обеда

Все мы люди, все устаем. Все хотят иногда просто отдохнуть и расслабиться, а не «рационально использовать» и «разумно планировать». Чтобы успевать больше, стоит взять и разрешить себе отдыхать.

Звучит странно. Но в действительности мы частенько валяем дурака, отдыхаем, а внутри сидит червячок: а в это время я могла бы сделать то-то, как не стыдно, нужно заняться делом, ну вот сейчас, еще чуть-чуть… Из-за этих мыслей и тревожности, которую они создают, настоящего отдыха не получается. Отдыха нет, значит, и сил не прибавляется, значит, период тупого убивания времени затягивается, чувство вины нарастает, сил становится меньше и сделать что-то еще труднее.

Поэтому лично для себя я придумала такой выход. Я прикидываю и решаю, сколько времени я даю себе отдохнуть. Может, это будут 15 минут. Может, час. Может, весь вечер или даже целый день. Но в это время я помню, что сама позволила себе отложить все дела, разрешила себе расслабиться, и чувство вины не приходит, тревоги нет. Ведь я сама так решила! Я по-настоящему отдыхаю, и потом берусь за дело с новыми силами. А значит, успеваю больше.

Ищем свои «сильные часы»

В какое время вам лучше всего работается? Когда легче и приятнее всего идет создание нового? Какими делами вы можете заниматься в любое время? Стоит обратить внимание на такие нюансы и учитывать их при планировании дел.

Например, мне лучше всего делать новое утром и днем. Днем я на работе, остается утро. Я держу это в голове, и вечером, когда все равно уже нет сил что-то делать, лучше усилием воли отгоню себя от компа и лягу спать, чтобы завтра встать пораньше и поработать. Если этого не сделать, время будет потеряно дважды: и вечер, когда у меня уже нет сил, и утро, потому что если я лягу поздно, то вряд ли смогу встать рано.

Зато вечером я могу отработать несколько скучных рутинных дел, которые не требуют напряжения мозгов, но сделать их все равно нужно. Например, приготовить нитки для новой вышивки, или насадить цветы на проволоку, или обработать несколько фотографий – все простое, голову подключать почти не нужно.

А кому-то наоборот, лучше работается ночью. и тогда тоже есть смысл прикинуть и посмотреть, что сделать, чтобы самое продуктивное время было свободным. Может, нужно ложиться спать днем, если есть такая возможность, чтобы ночью было больше времени и количество часов сна в сутки было достаточным. Может, есть возможность как-то вырулить с работой, чтобы приходить позже и вставать не в семь. К этой части - распределению времени — стоит подойти творчески!

Определяем приоритеты

С очень большой вероятностью все сделать не удастся. Работать в офисе, проводить время с ребенком (или с детьми), поддерживать порядок в доме, готовить, ходить за продуктами, поддерживать социальные контакты, не забывать семью (родителей, бабушек, теть и дядь и всех прочих), заниматься спортом, да еще и лепить/шить/вязать/рисовать, вести магазин… Ну, совместить все это — задача для супермена.

Придется решить, чем вы готовы пожертвовать, что можно делегировать другим. Есть деньги на домработницу? Прекрасно, одной головной болью меньше! Муж любит готовить? Вообще чудесно! Есть кто-то, кто каждый день займет ребенка? Слушайте, да вы уже выиграли миллион!

Лично у меня дома бардак. Ну да, лучше бы был порядок. Но выбирая между порядком и своими делами, я выбираю последнее. Лучше я буду более радостной в бардаке, чем злой и огорченной в чисто убранной квартире и без возможности заняться любимым делом.

Когда осознанно раскладываешь по полочкам, что будешь делать в первую очередь, а что пока отложишь, это позволяет не распыляться и не мучиться чувством вины, что нужно сделать все, а все не получается. А когда не кидаешься из стороны в сторону, выбранные направления прорабатываются более полно и глубоко, виден результат работы. От этого и настроение лучше, и сил больше!

Вот. Надеюсь, кому-то мой опыт поможет.