Организация ярмарок изделий ручной работы. Часть вторая

Как и обещала — пишу продолжение публикации об организации ярмарок. Первая часть здесь >>
Для начала, проясню те вопросы, которые возникли после первой публикации.

Вопрос юридический.

Вообще, строго говоря, любую ярмарку следует «регистрировать», так как производится купля-продажа. Я, если честно, даже и не представляла, как все это делать. Когда я первый раз пришла договариваться насчет мероприятия к директору «Лидера», молодой человек удивился, что «есть еще такие фанатки дела»! :) И сказал, что когда-то подобное мероприятие уже проводилось, и вопросов администрации не возникнет, а даже если и возникнет, то будем считать что все это делается так сказать под эгидой Лидера. И собственно и все! Так и вышло.

Я ткнула пальцем в небо наудачу, и попала — просто случайно вышла на нужного человека, который если что мог помочь.

Так что ярмарку формально я нигде не регистрировала.
Хочу сказать, что в каждом городе, даже маленьком (а наш как раз такой — 50 тыс. населения) можно найти пару тройку «общекультурных» организаций, и наверняка можно найти того, кто вам так же поможет. Просто нужно поговорить и объяснить вашу ситуацию, наверняка вас поддержат!

Теперь плавным образом перейду ко второй ярмарке. (Опять же — по тем же пунктам, что и в первой части)

1. Ищу место.

Второе мероприятие конечно же нужно было сделать к весенним праздникам, 8 марта.

Я решила попробовать сделать ее в нашем Культурно-эстетическом центре (кэц). Ситуация с месторасположением была аналогичная — здание находилось не в центре и не очень удобный вход. Но что поделать, надо было попробовать и этот вариант.

Я пошла договариваться с директором, он оказался мужчиной в годах, не самого приятного вида. Дочь когда мы прошли в кабинет — закричала как резанная, а это не самый хороший показатель :) Но тем не менее, обговорили с ним все, запросил он за аренду в 3 раза больше чем лидер... Увы.

2. Столы, стулья.

Как раз здесь оказался дефицит столов. Тогда я стала искать фирму по аренде мебели. Это оказалось нелегко — в том плане. Что у нас в городке такого не было точно. Из москвы — цены на доставку были просто запредельные…

Муж подсказал идею с кафе — попросить столики у них. Я договорилась с одной кафешкой, что они предоставят мне несколько столов, но это был запасной вариант, т.к личного транспорта у меня нет. И тащить столы самой, даже подключив мужа, мне не представлялось возможным.

Описала свою проблему в соцсети и на местном форуме, и неожиданно позвонил мужчина и предложил помочь. Цены были достаточно умеренные и за доставку тоже (фирма была рядом в соседнем городке) и я согласилась — ура, этот вопрос благополучно отпал!

3. Поиск участников.

Тут казалось бы — идти и идти про проторенной дорожке.

Ан-нет! Конечно, с прошлой ярмарки у меня остались знакомые, которые сразу же дали согласие на участие, поддержали меня, и это очень вдохновляло. Но все равно участников было мало.


Сразу обрисую цену взноса. На первой ярмарке было 600 рублей за 2 дня.
На второй, к 8 марта — 900 рублей. Так же за 2 дня. Услышала от некоторых что это дорого…
У всех конечно разные ценовые представления, но на московских ярмарках — не меньше 3-4 тыс..

Еще такой момент. На московских (да и не только) мероприятиях существует такое правило — если выставку допустим 2 дня, а ты можешь участвовать лишь один, то будь добр — ищи компаньона.

Меня такое «правило» смущает по всем параметрам. Объясню. Безусловно, когда выставка большая и известная, организаторы зарабатывают на этом деньги, и любой «простой» стола — это к убыткам. Это называется вроде бы нереализованная прибыль, или как то так) И их можно понять. Но у меня ситуация другая. Да и отношение другое.

Вот представьте — пишите вы организатору, мол хочу поучаствовать, но только один день. А вам- как найдете человека на второй день, приходите. Лично у меня отбивает все желание. Я вижу кучу постов о том что люди ищут «товарища по столу» и тратят на эти поиски уйму времени. А если у вас вообще нет знакомых в области рукоделия, вы новичок?
Нет, так я поступать не хотела. И тогда выходит что? — что мне надо искать «пару» самой. Пусть так, зато у мастеров меньше головной боли.

В принципе «пары» находились, но медленно. Было много мастеров которые допустим хотят исключительно в субботу, а воскресенье — никто.

Вот так я собственно и нажила себе убытков почти на 5 тыс…. Но это моя вина, а не мастеров.
Я несколько занизила цену взноса, поставила ее «впритык», надеясь уложиться, и найти нужное количество людей. Опять же еще один минус в мою копилку!

4. Реклама.

Тут еще обширнее. Исходя из прошлого опыта я решила прибавить рекламы.

Осталась, конечно, и большая афиша и А4 на тумбах и флаера.
Но и тут началось как-то нерадужно – афишу вызвалась делать мастерица с прошлой ярмарки. В итоге прокормив меня завтраками, она ничего не сделала. А времени осталось 3 недели. А ведь афиша — это лицо ярмарки! Как я могу приглашать людей, если мне даже показать им нечего?

Я забила тревогу! Моя лучшая подруга (далекооо от меня живущая) даже через интернет заметила это и предложила помочь. А у нее тоже малявочкин растет. Но пришлось согласиться, и вышло вот такое вот чудо! Афишу оценили все!
На этот раз мы повесили ее прям перед входом в кэц.


Теперь о «нововведениях»
- «зазывала» с мегафоном;

Искала я о-о-очень долго. Мне, если честно, было все равно, кто будет выполнять эту работу, я была бы рада даже студентам. (Конечно, все не за бесплатно!) Но желающих не было.

Стала искать по фирмам (конечно только в Москве..) — мама дорогая, я сроду не думала о таких расценках.. В итоге нашла таки! Мне предложили девушку которая будет ходить, говорить в мегафон и раздавать флаера. При этом мегафон был мой. Вроде как, и этот вопрос, с грехом пополам решила.

- штендер на центральной улице;

По-русски говоря это такая металлическая раскладная конструкция. Тут оказывается вообще все не просто. Это надо было согласовывать с администрацией. Я написала несметное количество бумажек, заявлений, распечаток карт и прочего… Просила по человечески, предлагала деньги - ноль.. Мне был ответ — сегодня вы так сделаете, а завтра все колбасники прибегут! И захотят свои объявления воткнуть на нашей главной улице! Я сказала что штендер будет стоять 2 дня, я самолично его уберу! Не месяц, а 2 дня! Говорила, что у нас в каждой газетенке написано про упадок уровня культуры, что молодежь сидит дома, уткнувшись в свои гаджеты... Вот я хочу как то подтолкнуть, помочь, сделать — и вы, мне палки в колеса вставляете, целый забор навтыкали…

В итоге так и ничего не добилась...

Хотя нет, постойте... добилась :) Мне начали петь песню, про то, что я такая к..за, провожу ярмарку, не регистрируя. Я не то чтобы испугалась, было неприятно. Объяснила им, что директор КЭЦ взял меня под свое крыло (да, да, в этот раз было совершенно аналогично!, и все вопросы — к нему. Вопросы тут же отпали. К сожалению, с рекламой помогать ему было недосуг...

- еще один способ порекламировать мероприятие:

Подсказала идею знакомая, я воплотила ее немного по другому.

Это работало круче всех! И все оборачивались, и читали, и меня останавливали.

Минус данного способа был в том, что на улице был февраль, и дочь у меня ходит сама — ей так веселее, и главное не мерзнет. А когда я посадила ее на велик — она, конечно, стала мерзнуть. Поэтому наши прогулки с рекламным щитом были крайне редки, но даже они возымели мега-эффект!
- и еще один способ — это надписи на асфальте — о том, что в городе ярмарка:

Можно мелом, можно баллончиком. Мне повезло, и прям за неделю до ярмарки снег почти растаял, по крайней мере асфальт был сухой (я использовала мел), и надписи читабельны.

Так-с, насчет подготовки вроде бы все.

Теперь расскажу собственно о том, как все прошло
А прошло все... не могу сказать, что лучше, чем в первый раз. Мастериц было мало — 17 человек в субботу и 16 в воскресенье. Посетителей было тоже немного, увы. Хотя радует то, что сюда уже шли целеноправленно, а не как к деду морозу в прошлый раз. Продажи были, даже у одной мастерицы купили куклу, по стоимости около 4 тыс, что в принципе редкость.
А еще был успешно проведен детский мастер-класс! Дети были счастливы :)










Что еще хочу сказать — мнение посетителей на самом деле очень разные. Было много ободряющих слов, что все хорошо, и позитивно, и ярко. Но были и другие — «Почему все так дорого?», «Можно в сто раз лучше купить на рынке!», «А еще лучше в ТЦ каком-нибудь, фабричная вещь то хоть долго будет служить, нежели на руках сшитая/связанная...» и прочие прочие «приятности». Не будешь объяснять всем и каждому о ручной работе, каждый имеет право на свою точку зрения.

Вообще мы опять таки чудно провели время, все ушли с подарочками, обменчиками, и хорошим настроением!

Еще моментик — девушка промоутер (чуть младше меня) меня малость подвела. Во-первых, наотрез отказалась раздавать флаера. Ладно, бог с ними. Во второй день она задержалась... (внимание!) на 3 часа! Я созвонилась с ее начальством и обещала лишить ее зп за эти часы. Меня уже всю трясло. Так самое неожиданное она мне выдала по приезду: «Ну прости ты меня, я в ночном клубе была, вот и опоздала. Неужели не войдешь в положение?». Не знаю как я сдержалась, чтобы не закричать. Сказала, что нет, не войду, и что она согласилась работать, так что будь добра, работай, я вроде как деньги плачу и немалые. И обещание свое по поводу удержки зп сдержала. Хотя, честно говоря, я добрая душа, всем все прощаю, но это уже ни в какие ворота.

Опять же делаю вывод, что лучше найти знакомого человека, который согласится помочь (тоже конечно за деньги), или искать более ответственную фирму .
В общем, некоторые выводы для себя я извлекла и из этой ярмарки. И если честно, очень хотела «забить» на все это дело, потому что много всяких «потому что» — мало уделяю внимания времени дочери, таскаю ее всюду, шью днем и ночью...

Но! Все-таки я решила не забить, а продолжить! :) И получилась еще одна ярмарка, на этот раз благотворительная — но об этом в следующей части!

P.S.

Спасибо всем за теплые слова и отклики по предыдущей статье!

И огромное спасибо всем, кто дочитал до конца :)
Я надеюсь, что была полезной.