Старинная вышивка бисером

В последнее время возродился интерес к бисерной вышивке и другим предметам «вышитой старины», которые долгое время были забыты не только представителями XX века, но даже коллекционерами конца XIX-го века.

«Не дальше как в девяностых годах XIX-го века даже наши про­фессионалы, антикварные торговцы, не считали бисер предметом достойным внимания и лишь немного ранее бисер получил права гражданства в Европе»; — писала известный коллекционер В. Дудорева (ее монография «Бисер в старинном рукоделии» очень интересна и столь же мало доступна для широкого читателя, ибо издавалась лишь в 1923 году), — а у нас — по указке из Европы, после того как один из москов­ских торговцев продал однажды за границу большую партию русского бисера.

Бисерные вещицы из собрания Московского музея-усадьбы "Останкино"

Из московских коллекционеров, обходивших по во­скресеньям Сухаревских старьевщиков, немногие оста­навливались перед бисерной сумочкой. И много рус­ского бисера ушло тогда за границу, благодаря на­шему равнодушию и энергии одной английской комиссионерши, некоей мисс Беннет, которая усердно ску­пала бисер для европейского рынка.

И котировка этого бисера на Сухаревской бирже производилась в копейках, редко в рублях. Бисер, как материал, более устойчив, нежели шелк или шерсть, почти не чувствителен к влиянию света; и потому, если только работа не имеет каких-нибудь механических повреждений, доходит до нас в той именно красочной гамме, которая создана художницей вышивальщицей прошлого века. Это роднит бисер с живописью по эмали и фарфору, которые также сохра­нили для нас колористические вкусы отдаленных поко­лений.

Интерес к бисеру выразился в 1910 году устройством в Штутгарте выставки старинных и новых бисерных работ, где впервые эта область была представлена в общем виде и собраны многие разбросанные по част­ным рукам, никому неизвестные и недоступные ше­девры. Между прочим, здесь выставлял свое прекрас­ное собрание петербургский коллекционер Г. Гальнбек. В 1916 году галерея Лемерсье в Москве устроила на одной из своих выставок отдел бисера, составленный главным образом из коллекции А. К. Пожарского; несколько вещей выставила г-жа Арафелова».

Викторианская бисерная сумочка

Первоначальное значение слова «бисер» на Руси — жемчуг. Именно в этом «смысле» оно употреблялось для обозначения жемчужного шитья для женских головных уборов, одежды и предметов церковного обихода. Эта страсть к жемчужному шитью в значительной степени создалась под восточным влиянием (Персии и Индии); с Востока же шел и первый материал, и способ применения его, и мотивы украшений.

Наибольшего богатства и развития жемчужное шитье достигло в XVII веке. В это время наряду с настоящим морским жемчугом широко стали применяться речной жемчуг, перламутр, стеклянный бисера и цветное стекло. Благодаря значительному удешевлению материала, а частью наличию его на севере России, жемчужное или бисерное шитье получило необыкновенное распространение.

Так, по свидетельству М.И. Забелина, в покоях Московского Кремля «стены клейстеровали мукой ... и по этому грунту насыпали стеклярусом. В 1689 году в комнате царицы Натальи Кирилловны стены обили полотном, выгрунтовали мелом ... и насыпали стеклярусом по зеленой земле». Заметим также, что одним из самых интересных памятников стеклярусного шитья, по мнению авторов книги «Бисер и стеклярус в России», является серия из двенадцати панно, украшающая стены Стеклярусного кабинета Китайского дворца в Ораниенбауме:

До XVIII века искусство вышивки бисером бытовало в царских, княжеских и боярских мастерских — «светлицах» — и в женских монастырях, где крепостные мастерицы в золотом шитье и сажении использовали наряду с жемчугом и драгоценными камнями бисер, стеклярус и блестки, тонкие круглые и фигурные пластинки из серебра, меди, латуни, цветного и зеркального стекла и других материалов величиной от 2 до 20 миллиметров. Бисером и стеклярусом вышивали сам орнамент, а фон зашивали блестками, шелковыми, золотыми и серебряными нитями, подкладывали цветную фольгу.

С середины XVIII века начинают зашивать бисером все полотно картины или все изделие.

С появлением мелкого бисера усовершенствовалась техника исполнения. Бисер нашивали на холст очень тонкими иглами немецкого или английского производства и следили, чтобы ряды бисеринок ложились по направлению нитей холста и плотно прилегали друг к другу и ряд к ряду — так, чтобы их практически не было видно на изнанке изделия. Кроме того, на изнанке изделия профессиональной мастерицы никогда не заметно ни узлов, ни кончиков ниток. А вот на изнанке вышивок начинающих вышивальщиц заметно, что они при работе последовательно заполняли те «секторы» узора, которые надо было зашить одним цветом, и протягивали нити по изнанке от одной части вышивки к другой.

Шкатулка для рукоделий с бисерной вставкой. Первая треть 19 века. Из собрания Е.С. Юровой и В.С. Васильева.

Все тонкие бисерные русские работы сделаны из привозного бисера, главным образом венецианского и граненного богемского, который намного богаче венецианского по красоте и разнообразию тонов и дает больше игры, больше цветных искр, чем венецианский, круглый.

Тем не менее, надо оговориться, что простой — "бабий" — бисер, который употреблялся для украшений и вышивания костюмов простых крестьянок, производился в России и стоил недорого.

Богатейшее наследие бисерных работ осталось от конца XVIII и первой четверти XIХ века. Это расцвет помещичьего быта.

Мода на бисерные рукоделия во Франции и Германии эпохи «мещанского стиля» (Biedermeyer style) начала XIX века отразилась и в России, где весь уклад жизни создавал для этого особо благоприятные условия. Особо подчеркнем, что мелкий бисер в России до 1812 года не знали.

Образец для вышивки берлинской шерстью. Около 1879

Появление канвы (сначала бумажной, т.е. бумаги с круглыми дырочками, расположенными друг от друга на расстоянии среднего размера бусинки, а затем и тканой) упростило и облегчило процесс вышивания. Наряду с холстом в работе стали использовать шелк, бархат, тюль, кисею, причем, как пишет одна мемуристка, некоторые мастерицы «обладали искусством прекрасно вышивать... картины и образа, заменяя канву кисеей, так что трудно было отличить вышиванье от рисунка».

Тем не менее, вышивка бисером была и продолжала оставаться удивительно трудоемким и требующим большого терпения процессом. Поскольку старинный бисер необыкновенно мелок, тот для прикрепления каждой бусинки сначала нанизывали ее на нитку, ибо иголка в узкое отверстие не проходила, затем нитку вдевали в иголку, пришивали одну бисеринку, иголку снимали и вновь на нитку нанизывали одну бусинку. Для вышивки одной небольшой картинки использовалось около 15 000 бисеринок.

Существовали и специализированные немецкие и английские фирмы (C. Shleicher, L. Lammertz, H. Heusch) по выпуску очень тонких и упругих иголок для вышивания бисером от 15 до 55 миллиметров длины с довольно широким ушком, которое, благодаря своим очень тонким стенкам, могли, проходя через бисеринку, слегка сжиматься.

В XIX веке в вышивках бисером стали применять толстую шерстяную пряжу «гарус» и шелковые нитки, а фоном служили ткань и канва. Бисер во второй половине XIX века часто сочетали с вышивкой пушистой шерстью по канве. В этом случае бисером очерчивали контурные линии рисунка или передавали блики.

Очень многие рисунки для бисерных работ впоследствии стали воспроизводиться в га­русной или шелковой вышивке крестом.

Вышивание бисером довольно сложно и тем, что не дает, как и вышивание крестом, возможности вышить ровную закругленную линию. Н.В. Гоголь, который, по свидетельству современников, и сам любил вышивать, остроумно описывал «... подушку, на которой был вышит шерстью рыцарь таким образом, как их всегда вышивают по канве: нос вышел лестницей, а губы четырехугольником».

Временем наибольшего расцвета бисерных работ в смысле совершенства техники, красоты рисунка и широты применения бисерных изделий в быту является первая половина XIX столетия и особенно 1830—1840 годы.

Излюбленные фона в это время — перла­мутрово-опаловый разных оттенков и молочно-белый. С 1820-х годов появляется нежно-сиреневый фон. В это же время встречается и бисер из высококачественной полированной стали, который часто называли «стальными бриллиантами».

С 1850-х годов начинается упадок, и к 1890-м годам бисерные работы, как домашнее рукоделие, почти совершенно исчезают.

Этот раскрашенный вручную викториансий "экземпляр" для вышивки берлинской шерстью на одном международном аукционе был продан за 510 фунтов стерлингов (ок. 31 000 руб.), причем ставки сделали 12 человек

Техника бисерных изделий очень разнообразна: вышивание (нашивание отдельных бисеринок и нашивание снизанных ниток), вязание крючком и на спицах, низание (на нитки, на конский волос, на проволоку), мозаика по воску, наклеивание на кожу и т.д.

Вышивали по узору, нанесенному на ткань, или по канве, которую потом вытягивали.

"Сюжеты бисерных вышивок чрезвычайно разнообразны; в них можно найти отражение всех стилей, вкусов, общественных настроений, увлечений, симпатий, но, при всем своем разнообразии они могут быть сведены к нескольким группам, что помогает датированию бисерных работ, — пишет В. Дудорева. — В бисере, как и в фарфоре, отражаются вкусы, интересы, настроения и увлечения конкретного периода времени. С переме­ной этих интересов выходят из моды любимые пре­жде сюжеты и заменяются новыми, в соответствии с запросами дня.

Викторианский "колпак":) на чайник или кофейник. Бисер и вышивка крестом

На вышивках начала XIX века, этой эпохи сентиментализма, мы видим среди цветов эмблемы любви, дружбы, верности, целующихся голубей, пронзенные сердца, урну со склоненной над ней веткой, надгробный памятник, увитый розами, жертвенник с пылающим огнем.

Встречается довольно большое количество вышитых надписей — от «подписи» вышивальщицы до стереотипного «Souvenir» («На память») и «Кого люблю, тому дарю».

Есть работы, отмеченные датой; но, к сожалению, бы­вает это не часто; и датировать вещи приходится по всей совокупности признаков: причем надо очень помнить, что рисунки (как мы уже говорили) упо­требляются много спустя после своего появления».

Павлин и розы. 1870-е

Очень популярен в начале XIX века был сюжет гибели Бедной Лизы, героини Карамзина. Эта повесть (появилась в 1802 году) была необыкновенно популярна среди русских барышень, прогулки на Лизин пруд у Симонова монастыря были своего рода паломничеством к свя­тым местам.

Наступление классицизма и смена им ампира привели к формированию в начале XIX века целого «класса» бисерных изделий простой формы. Это многочисленные прямоугольные, шести- и восьмиугольные (впоследствии принявшие круглые формы) кошельки, продолговатые мужские бумажники с несколькими отделениями, записные и бальные книжки, витражи, плоские сумочки, вставки для шкатулок и, конечно, жанровые бисерные картинки.

Среди декоративных мотивов самыми распространенными были растительные, прежде всего — всевозможные цветочные композиции. Особенно пышным и композиционно нагруженными становятся цветочные композиции в 1830-х годах.

Бисерная флора всегда будет украшением лучших би­серных коллекций.

Как правило, рукодельницы всегда прекрасно знали значение цветов, которые они вышивали. Так, викторианский язык ветов гласил: анемон означает разлуку, бледно-желтый нарцисс (являющийся к тому же и национальной эмблемой валлийцев) символизирует уважение и внимание, темная сирень - безответную любовь, нарцисс - эгоизм, желтые примулы - грусть, печаль и раннюю смерть, а примулы красные - неодоцененные заслуги, «полосатый» тюльпан - прекрасные глаза, а душистая ночная фиалка - бдительность, осторожность, желтофиоль - верность, незабудка - «не забывай меня!», а барвинок - дружбу.

Тралдицинный венок, который часто вышивали на подушках и мебели

Многие букеты начала XIX века перевязаны бантиком голубой ленточкой. Эта же композиция цветочных букетов с ленточкой повторяется в берлинской вышивке на черном или кремовом фоне.

Часто цветочные гирлянды использовались в качестве рамы для картины.

Очень популярны были подсолнухи с пчелками и розы.

Розы, пожалуй, наиболее часто повторяющийся на вышивках бисером и по канве цветок.

Настурции очень редко «цветут» на канвовых узорах в «чистом» виде. Элизабет Брэдли, написавшаяся прекрасную книгу о вышитых цветах, говорит, что ей довелось всего лишь один раз видеть счетную схему с изображением одних только настурций, изданную в Берлине Бруно Борнером.

Стиль ампир переносит на бисер меандры, античные сюжеты, храмы с колоннами, богинь, амуров.

Героическое настроение, вызванное победой русского оружия в Отечественную войну, отражается на бисере в виде вышитых на бумажнике атрибутов войны.

Двадцатые годы XIX века объединили Европу в порыве сочув­ствия к героической борьбе Греции за независимость, что вместе с впечатлениями от борьбы России с горными племенами Кавказа, дали бисерным вышивкам восточные образы.

Сентиментальные сюжеты в 1830-х и 1840-х годах сменяются сюжетами романтическими — замки, рыцари, трубадуры.

Очень распространенным сюжетом становятся охотничьи сцены, пришедшие в Россию вместе с модой на английские и немецкие гравюры с таким же сюжетом. Реже встречаются изображения карточных игр, курильщиков с длинными чубуками; прогулки верхом, на тройке, в экипаже и в лодке; игры в волан и с обручем; любимых домашних животных.

Рисунки для рукодельных работ довольно долго добирались из столиц в провинцию и повторялись там многократно, так что для датировки бисерных работ, не смотря на весьма реалистичные костюмы персонажей, сюжет, как таковой, не всегда является основным доказательством.

Необыкновенно долго в вышивках повторялись китайцы. Вышивали китайцев на картинах, подушках, экранах для свеч и для специальных китайских комнат, которые часто устраивались в домах помещиков начала XIX века.

Во второй половине XIX века в Англии королевы Виктории была необыкновенно популярна картинка для вышивания бисером, представляющая собой «портрет» Дэша, любимого спаниеля короля Карла, возлежащего на диванной подушке с кистями. Постепнно собаки стали излюбленным мотивом вышивок.

В 30-х годах входит в моду голубой фон. На нем вышивают цветы, собак, пейзажи и даже жанровые сцены.

В конце 30-х годов начинают пользоваться канвой из бумаги, белой, желтой и голубой. Вышивая по такой канве, фон не зашивали. Эта канва упрощала технику работы, делая ее доступной неопытным рукам, но вышивка, утратив свою гибкость и характер мозаики, сильно проигрывала.

В 40-х годах "трендом" становятся рисунки однотонные, серые или коричневые, с изображением скульптурного орнамента и даже скульптуры.

В 50-х годах наряду с букетами, выполняемыми в один тон (серый) по голубому фону или просто белым бисером с добавлением металлического, появляется орнамент в стиле второго рококо, арабески и стилизованные цветы.

До 40-х годов бисерные композиции обрамляли орнаменты или ленты из мелких цветочков и листков. В 40-х годах, благодаря наступлению эпохи Рококо, строгий классический орнамент сменяется завитушками.

Дальнейшее упрощение техники бисерных работ выразилось в замене полотна нитяной канвой, кисеей и другими «редкими» тканями, облегчающими счет ниток. Бисер употребляется все более крупный. Появляется соединение бисера с вышивкой гарусом и шелком. Легкость работы по канве позволяла выполнять крупные вещи. В 70 и 80 годы, время упадка бисерных работ, делаются тяжелые, некрасивые скатерти и громоздкие сонетки из крупного стекляруса и бисера.

К 90-м годам бисерное рукоделие, как домашнее, делаемое для себя, почти совершенно исчезает. Оно сохранилось только в женских монастырях, где занятие им имело характер ремесла.

P.S. В этой публикации я использовала материалы из своей книги «Старинная вышивка по канве и бисером» — и с удовльсвтием бы продожила публикации на тему вышивки. Понравилось ли вам «начало», станет понятно по вашим комментариям, лайкам и добавлению в избранное!

Поскольку на Ярмарке Мастеров преобладают рукодельницы, то и иллюстрировать публикацию я решила в бОльшем количестве схемами, а не изделиями из бисера.

Образец для вышивки из "дамского рукоделия" в стиле модерн. Англия, 1900-е